Толкин: жизнь и творчество
ПЕСТРОТА ПРИМЕЧАНИЙ
В 1925 г. вышло издание среднеанглийской поэмы «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь» под редакцией Толкина и Э.В. Гордона. Толкин готовил сам текст поэмы и глоссарий, а Гордон – введение и большинство комментариев, однако работа выполнялась во взаимодействии и авторство редакторов не разделяется. Позже они внесли в работу исправления, а после того, как в 1938 г. Гордон умер, а другой соредактор переключился на иные вопросы, вторая редакция, с согласия Толкина, была подготовлена Норманом Дэвисом и вышла в 1967 г. Дэвис, хотя и опирался на...
Толкин: жизнь и творчество
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ – СВОИМИ И ЧУЖИМИ
Обработка «Жемчужины»
https://vk.com/wall-146787020_4501
ВМЕСТО:
Той же осенью о «Жемчужине» вспомнил и издатель Стэнли Анвин. В письме от 6 ноября он упомянул о корректуре в гранках, которые его сын Рейнер видел в типографии Блэкуэлла примерно в 1944 г.
СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ:
Той же осенью о «Жемчужине» вспомнил и издатель Стэнли Анвин. В письме от 6 ноября он упомянул о корректуре в гранках, подготовленной в типографии Блэкуэлла, которую его сын Рейнер видел примерно в 1944 г.
Председатель умер – да здравствует председатель!...
Толкин: жизнь и творчество
ИЗ КОММЕНТАРИЕВ
Сборник, содержащий «Жемчужину», «Чистоту», «Терпение» и «Сэра Гавейна и Зелёного Рыцаря» – старейшая из дошедших до нас английских рукописей, украшенных полностраничными иллюстрациями, и единственная, содержащая только аллитерационную поэзию.
Высказываются различные предположения, где она могла находиться и кому принадлежать после её создания, однако однозначные свидетельства отсутствуют. Толкин в введении к изданию, содержащему его переводы «Сэра Гавейна» и «Жемчужины» (1975) пишет, что о судьбе рукописи, пока она не оказалась...
Толкин: жизнь и творчество
ЧТО ЗНАЛИ О ТОЛКИНЕ В СССР. ЧАСТЬ 7.
В заключительной заметке серии я повторю сказанное в предыдущей (https://vk.com/wall-213107152_1499), что не ставил себе целью собрать все доступные издания 1991 года, имеющие отношение к Толкину. Их слишком много – и поскольку писали их уже не только энтузиасты, начинают попадаться тексты не слишком комплиментарные, впрочем у меня таких не нашлось.
В том году впервые вышел сборник толкиновской «малой прозы» – как охарактеризовал его в заключительной статье редактор В.Л. Гопман. В эту книгу, озаглавленную «Лист работы Мелкина...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 47.
(2) Бёдвар Бьярки <окончание>
Одна любопытная тема, скрытая в толкиновских заметках и планах, никогда полностью не была реализована в законченной книге. Как свидетельствует отрывок из черновика, представленный выше <…>, Толкин сомневался, находился ли Медвед под некой разновидностью чар, наконец придя к великолепному двусмысленному утверждению, что «на нём нет никаких чар, кроме своих собственных». Однако на другую чашу весов мы должны поместить сюжетные заметки, данные между этой...
Толкин: жизнь и творчество
ЧТО ЗНАЛИ О ТОЛКИНЕ В СССР. ЧАСТЬ 6.
Последний год существования Советского Союза – 1991-й – отмечен взрывным ростом публикаций Толкина и о нём, и собирать их все – удел других энтузиастов. Я ограничился лишь малой толикой – и то потребуются две части, чтобы уместить разнообразные издания того периода. Впрочем, сделаю шаг назад. Полным изданием муравьёвских «Хранителей» 1988 г. я так и не обзавёлся, а вот первую публикацию «Двух твердынь» 1990 г. всё же приобрёл «заодно» по случаю. Экземпляр «Повести о Кольце» – это одна из первых двух моих толкиновских...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 46.
(2) Бёдвар Бьярки <продолжение>
История Бёдвара – всего лишь часть более крупной саги о короле Хрольфе и его дружине, которую сравнивали с циклами о Короле Артуре и Карле Великом: история великого короля и его великолепного двора, его отважных дружинников (среди которых Бёдвар – величайший) и его подлых смертельно опасных врагов.
<Хрольф Краки, или «Рольф Жердинка», появляется в «Беовульфе» как Хродульф, племянник короля Хродгара; и Хродгар и Хрольф Краки принадлежат к королевской...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 45.
(2) Бёдвар Бьярки
Теперь, когда мы больше знаем о датировке «Хоббита» (см. «Хронологию сочинения»), мы можем увидеть, что связь Медведа с Северно-Полярным Медведем – это связь источника, а не объекта влияния. В самом деле, превращение СПМ в письмах 1932-33 гг. из забавного персонажа в героически отважного воина (процесс, имеющий параллели с гномами и самим Бильбо в «Хоббите», когда в последних главах меняется тон, в меньшей степени напоминая волшебную сказку и в большей – сагу, как сказал...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 44.
(1). Медведи
Важный факт, который часто упускают из виду при обсуждении «Хоббита», – то, что первоначально он был написан для весьма специфической аудитории, трёх сыновей Толкина. Хотя в качестве биографической детали это широко известно, немногие принимают в расчёт ту степень, до которой их предпочтения и недовольство влияли на формирование истории. Как говорил сам Толкин, писатель пишет прежде всего для собственного удовольствия, и руководствуется своими собственными интересами...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 43.
«– А нам обязательно идти через лес? – сказал Бильбо.
– Да, обязательно, если хотите попасть на другую сторону. Или вы идёте через лес, или отказываетесь от своей задачи. А идти обратно, сейчас-то, я вам и не позволю, мистер Бэггинс. Уверен, вы о таком даже подумать не посмеете.
– Нет, нет! – поспешил возразить хоббит (и, между нами говоря, я верю, что он не обманывал: приключения совершенно изменили его). – Нет, я имел в виду, нет ли пути в обход?
– Есть, если вам не лень свернуть с дороги...
Толкин: жизнь и творчество
Андрей Строцев.
Был недавно в одном минском книжном, шёл через детский отдел и увидел вот такие "Сказки и мифы Северной Европы", недавно изданные и неплохо проиллюстрированные Игорем Олейниковым. С лёгкой руки пересказавшего «Хоббита» Леонида Яхнина, сюжет «Науглафринга» и «Падения Дориата» превращается в миф Северной Европы «Гномы и король эльфов». В лучших традициях пропаганды сам сюжет обрывается и переходит на общие описания, и нам так и не говорится, что же именно сделали гномы с жадным эльфийским королём... Зато это весьма выразительно...
Толкин: жизнь и творчество
Внезапно родилась идея, нет ли среди читателей людей, готовых на энтузиазме поработать над макетом и/или с графическим редактором наподобие фотошопа для самиздатовской книжки, связанной с творчеством Толкина? Сложного ничего нет, но требуется время. Можете писать в сообщения сообщества.
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 42.
<Комментарии без кавычек во фрагменте принадлежат переводчику>
После того как рассказ Бладортина при встрече был окончен и Медвед предложил гостям ужин, в текст вклинивается замечание Рейтлиффа:
«В этом месте текст доходит до низа страницы 87 рукописи (Marq. 1/1/7:11). Где-то тут или примерно в этом месте Толкин ненадолго прервал повествование, чтобы набросать события для следующей сцены и далее в том, что стало самыми ранними из уцелевших «Сюжетных заметок» (Сюжетные заметки A), полный...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 41.
Имя «Радагаст» < Окончание. >
< Славянские родственные связи этого имени впервые были отмечены Джимом Алланом в 1978 г. («Введение в эльфийский», с. 175). Кроме этого, лишь для одного из толкиновских имён там предполагается славянское происхождение – variag (варьяги из Кханда; «Властелин колец, 879), русское название варяжской стражи, викингов-охранников константинопольского императора («Введение в эльфийский», с. 174-175).
Я благодарен Карлу Хостеттеру за привлечение моего внимания и к работе...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 40.
Имя «Радагаст»
Подобно многим другим именам в «Хоббите», имя «Радагаст» не получило от Толкина удовлетворительного объяснения: мы даже не знаем доподлинно, какому языку оно должно было соответствовать, когда он его изобрёл: славянскому (как «Медвед»), кельтскому (как «Каррок»), готскому (как прототипы его лесовиков из реального мира) или эльфийскому (как «Бладортин»). Мы можем предположить, что Бладортин и его кузен могли бы носить имена на одном и том же языке, что сделало бы «Радагаст»...
Толкин: жизнь и творчество
ЧТО ЗНАЛИ О ТОЛКИНЕ В СССР. ЧАСТЬ 5.
В рецензии известной переводчицы скандинавской детской литературы Люмилы Брауде на сборник с первой публикацией «Фермера Джайлса из Хэма», показанный в предыдущей части (https://vk.com/wall-213107152_1465), говорилось, что «исторический нонсенс Толкина» вырос из игры, элемент которой характерен для английской литературной сказки. Рецензия эта, опубликованная в февральском номере журнала «Нева» за 1988 год, принадлежала уже уходящей эпохе.
В какой-то мере к ней же можно отнести и «самиздатовский» перевод пародии «Тошнит...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 39.
(6) Радагаст <продолжение>
Косвенное утверждение, что Радагаст не справился со своей миссией, содержится не в основном тексте «Властелина колец», а в неиспользованной статье об Истари из «Указателя»: «На самом деле, из всех истари лишь один остался верным [т.е. Гэндальф], и он пришёл последним. Ибо Радагаст, четвёртый, был очарован множеством зверей и птиц, что обитали в Средиземье, отверг эльфов и людей и проводил свои дни среди диких созданий. – «Неоконченные предания», с. 390.
Такой...
Толкин: жизнь и творчество
«WUDU WYRTUM FÆST»
В 1928 г. начались заседания новой комиссии по сравнительной филологии, членом которой Толкин оставался до Михайлова триместра 1960 г. 10 февраля 1928 г. на заседании совета Английской школы (факультета) в отсутствие Толкина он был назначен в ещё одну комиссию «по рассмотрению места изучения языка для студентов мужского пола», то есть вопроса, будет ли «желательно, чтобы кандидаты-мужчины в Английской школе получали в обязательном порядке специальное обучение по лингвистическому направлению их занятий».
18 мая на заседании совета английского...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 38.
(6) Радагаст <продолжение>
Вторая отсылка к Радагасту, в одном из ранних текстов Совета Эльронда, добавляет его имя к рассуждению о том, что бы случилось, если бы они попытались отправить Единое Кольцо за море, вместо того, чтобы уничтожить. «Это было бы слишком рискованно – и война [Саурона] пришла бы в Шир и уничтожила бы Гавани. [добавлено на полях: ] Радагаст («История Средиземья», VI, 396-397) – но она настолько неконкретна, что невозможно сказать, что же Толкин имел в виду: был ли это Радагаст,...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 37.
(6) Радагаст
«… может быть, вы слышали о добром моём кузене Радагасте, который живёт недалеко от границ Темнолесья?»
Эти слова представляют нам одного из самых неуловимых среди всех толкиновских персонажей, который никогда не появляется на сцене в «Хоббите», и даже во «Властелине колец» показывается лишь в указаниях на его отсутствие («Властелин колец», 291), одном упоминании из вторых рук, которое, в сущности, служит флэшбеком («Властелин колец», 274-275), и несколькими краткими и не...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 36.
– Он называет её этой каррок, потому что каррок у него – соответствующее ей слово, – сказал Бладортин. – Он называет такие штуки карроками, а именно её – ЭТА каррок, потому что она единственная [такая] около его дома, и он отлично её знает.
– Кто называет её и кто её знает [?]
– Некто, о ком я говорил – весьма значительная персона. Всем вам следует быть ОЧЕНЬ вежливыми, когда я буду вам представлять. Представлять я вас буду не спеша (действительно, думаю, одного за другим [> пару за парой]),...
Толкин: жизнь и творчество
ЧТО ЗНАЛИ О ТОЛКИНЕ В СССР. ЧАСТЬ 4.
Предыдущая часть заканчивалась на переиздании «Хранителей» 1983 г. и рецензий на них, выпущенных в том же году (https://vk.com/wall-213107152_1411). Подписан в печать новый тираж «летописи первой» «Властелина колец» был 21 апреля 1983 г., то есть уже после речей американского президента Рейгана 8 марта того же года и 8 июня 1982 г., якобы послуживших поводом для запрета Толкина в СССР. Во всяком случае, такова распространённая точка зрения, популяризированная Марком Хукером, перепутавшим обе речи Рейгана и ссылающимся в подтверждение...
Толкин: жизнь и творчество
СЕРДЕЧНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Восемь лет спустя после первого издания, в 2023 г. вышла исправленная и дополненная редакция брошюры Джона Гарта «Толкин в Эксетер-колледже. Как оксфордский студент создал Средиземье». На обложку теперь вынесен фрагмент фото студенческого кружка «Аполаустики», с раскрашенным изображением Толкина в центре композиции. В подзаголовке Гарт назван автором «Миров Дж.Р.Р. Толкина», а не «Толкина и Великой войны», как ранее. «Мирами Дж.Р.Р. Толкина» пополнилась и биография исследователя, размещённая теперь в конце брошюры и украшенная...
Толкин: жизнь и творчество
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 35.
Текст продолжается с начала новой страницы (страница рукописи 79; Marq. 1/1/7:3):
«– Я с самого начала намеревался [добавлено: (по возможности)] благополучно переправить всех вас через горы, – сказал волшебник. – И скорее благодаря удачному стечению обстоятельств, чем благодаря умелому руководству, я это сделал. Вообще-то я зашёл с вами несколько дальше, чем планировал, а ведь это, в конце концов, не моё приключение. Я сказал, что добуду взломщика, чтобы помочь вам, и я добыл, но я не утверждал,...
Толкин: жизнь и творчество
Андрей Строцев, переводчик и иллюстратор
"ИСТОРИЯ СРЕДИЗЕМЬЯ"
(двенадцатитомный длиннопост)
(ЧАСТЬ 3)
6. II. The Book of Lost Tales, Part II (1984) / Книга утраченных сказаний, часть вторая
Вторую часть "Книги утраченных сказаний" я в своём рейтинге помещаю выше, чем первую. На самом деле всё началось как раз здесь, с трёх великих легенд об эльфах и людях, а их предысторию, включая миф о музыкальном сотворении мира, Толкин написал уже позже. Эти три предания - самые ранние версии "Берена и Лютиэн", "Детей Хурина" и "Падения Гондолина". Причём если в опубликованном "Сильмариллионе"...
Толкин: жизнь и творчество
Андрей Строцев, переводчик и иллюстратор
"ИСТОРИЯ СРЕДИЗЕМЬЯ"
(двенадцатитомный длиннопост)
(ЧАСТЬ 2)
Теперь перейду к рейтингу. Просьба не воспринимать его слишком серьёзно, это не список книг от "худшей" до "лучшей". Каждый том важен, в каждом есть жемчужины - уникальные тексты Толкина, опубликованные только там. Книги из каждого из трёх временных периодов попали и в верх, и в низ списка. Здесь я попробую сформулировать, что сильнее всего впечатлило лично меня. Римские цифры - место в рейтинге, арабские цифры - номер тома. Надеюсь, нарушение хронологии...
Толкин: жизнь и творчество
Андрей Строцев, переводчик и иллюстратор
"ИСТОРИЯ СРЕДИЗЕМЬЯ"
(двенадцатитомный длиннопост)
(ЧАСТЬ 1)
Несколько дней назад я дочитал последнюю часть "Истории Средиземья" ("History of Middle-Earth") - серии из двенадцати книг, где прослеживается, как Дж. Р. Р. Толкин творил свой "вторичный мир" на протяжении всей жизни. Первый том я начал читать в мае 2021, два года назад. Об отдельных книгах я уже рассказывал у себя на странице. Теперь же я хотел бы сформулировать некоторые мысли по поводу всей серии в целом, а в конце поста составлю субъективный "рейтинг" этих...
Толкин: жизнь и творчество
ФАЛЬШИВЫЙ ПРАЗДНИК И РЕАЛЬНЫЕ ТОЛКИНИСТЫ
12 июня 2023 г. своё 300-летие торжественно отметил город Пермь. И хотя юбилей фальшивый (на самом деле этот город основан в 1780 году), след, оставленный им в истории толкинистики, вполне реальный.
В 1977–1978 гг. Александр Грузберг перевёл в Перми «Властелин колец» – это был первый перевод Толкина, запущенный в систему «самиздата» и таким образом попавший в руки любителей фантастики в разных уголках страны. В 1980 г. дочь переводчика Юлия опубликовала первую в советской массовой (не ориентированной на литературоведов)...
Толкин: жизнь и творчество
ФЕНЬКА
В 1991–1994 гг. в Перми выпускалась иллюстрированная детская газета «Фенька», распространявшаяся по СССР, а затем – по странам СНГ. Главным персонажем её стала героиня сказки Л. Пантелеева о пятисантиметровой девочке, питавшейся гвоздями и бумагой и пьющей керосин. Кроме неё комиксы и задачки населяли персонажи популярной культуры начала 1990-х годов – газета несёт ощутимый отпечаток эпохи. Выходила она раз в две недели. В Перми «Фенька» пользовалась любовью, о ней писали в «серьёзных» газетах, проводились праздники, ей посвящённые, а в...
Толкин: жизнь и творчество
ПИГМЕИ
Пигмеи – народ карликов из античной мифологии, обычно локализуемый в Северной Африке. Об их битвах с журавлями упоминал ещё Гомер (Илиада III, 6). Как писал Филострат Старший (Картины II 22) «они утверждают, что они родные братья Антея, одного с ним рожденья; не атлеты они, в борьбе с ним не равны, но так же, как он, землей рождены и вообще они сильные существа: когда выходят они из земли, как волны волнуется с самого низу песок. Пигмеи живут в земле, как муравьи, и там заготовляют припасы себе для питания; питаются они не чем-либо привозным, но местным...