Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-06-25 18:59:30.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-06-25 18:59:30
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 37. (6) Радагаст «… может быть, вы слышали о добром моём кузене Радагасте, который живёт недалеко от границ Темнолесья?» Эти слова представляют нам одного из самых неуловимых среди всех толкиновских персонажей, который никогда не появляется на сцене в «Хоббите», и даже во «Властелине колец» показывается лишь в указаниях на его отсутствие («Властелин колец», 291), одном упоминании из вторых рук, которое, в сущности, служит флэшбеком («Властелин колец», 274-275), и несколькими краткими и не очень лестными намёками на его способности и рассудительность («Властелин колец», 276, 278-279). Несколько дополнительных ссылок на него в «Сильмариллионе» и «Неоконченных преданиях» добавляют не больше, чем единственная фраза в диалоге, и он остаётся неким Годо, о котором мы слышим, но которого на самом деле никогда не встретим. Необычно для Толкина, то что мы даже не знаем, на каком языке его имя, или что оно означает (см. ниже). Тем не менее, толкиновский Легендариум настолько обширен, что все эти короткие мимолётные отсылки, собранные вместе, достаточно сообщают нам о развитии персонажа с течением времени. Встречаясь с переменчивой концепцией Толкина, похоже, лучше всего приближаться к Радагасту слой за слоем, чтобы разграничить первоначальную концепцию Толкина от дальнейшего развития персонажа. Первый и самый важный факт о Радагасте – тот, что он объявлен Бладортином не просто товарищем-волшебником (вероятно, одним из многих), но родственником, а именно кузеном. Хотя это наименование не появляется вновь во «Властелине колец», где Гэндальф просто определяет его как «одного из моего ордена» («Властелин колец», 274), оно не удаляется из поздних изданий «Хоббита» (ср. DAA.167) <Оно всё ещё появляется в ранних черновиках «Властелина колец», но было удалено до публикации. – Примечание Дж. Рейтлиффа>. Конечно, нет ничего невозможного, что у волшебника наподобие Бладортина есть родственники, при том, что у Гандалва/Торина есть кузен Даин (см. Главу XV), а наследники Бильбо – это его кузены Алибон-Бэггинсы <т.е. Саквилль-Бэггинсы – примечание переводчика> (см. Главу XIX). И это остаётся фактом, даже если мы считаем Бладортина чем-то бóльшим, чем просто человек (вопрос, который оригинальный текст не может разрешить однозначно, ср. комментарий, начинающийся на с. 49) – обратите внимание на упоминания Рождественским Дедом, который иногда описывается как волшебник (с. xxxvi), его Зелёного Брата («Письма Рождественского Деда», письма 1930 и 1931 гг.), не говоря об их общем отце, Прадедушке Йуле (там же, письмо 1930 г.). На самой ранней стадии мифологии по меньшей мере некоторые из майар были детьми валар, и эта концепция подзадержалась до того периода, когда Толкин писал «Хоббита», как показано ссылками на «Фионвэ и сыновей валар» в «Квенте» 1930 года («История Средиземья», IV, 164) и на «детей валар» в «(Самых ранних) Анналах Валинора» («История Средиземья», IV, 293). Тем не менее, в мире, где, похоже, было много волшебников (см. с. 688 и 696-697), Радагаст ближе всего к двойнику Бладортина: последний ссылается на него как на своего ДОБРОГО кузена, и Радагаст нравится даже асоциальному Медведу/Беорну («неплохой малый, я хорошо его знаю»). И, хотя сюжетные заметки проясняют, что во время написания черновика этой главы у Толкина ещё не было определённой идеи, куда Бладортин уехал и почему, оглядываясь назад после прочтения книги, мы видим, что в свете окончательного ответа на эти вопросы, в ретроспективе кажется весьма вероятным, что Бладортин покинул Бильбо и Компанию в конкретном месте, чтобы отправиться повидать Радагаста, так как тот живёт неподалёку, чтобы вместе с ним спланировать, каким образом изгнать Некроманта (о котором Радагаст, как следовало от него ожидать, должен быть неплохо информирован, поскольку проживает вблизи его тёмной башни). < В первоначальном тексте просто отмечается, что Радагаст живёт «около границ Темнолесья», изменения чёрными чернилами в Первый машинописный текст добавляют деталь что это ЮЖНАЯ граница (т.е. ближе к Некроманту, чем безопасное, по совету Бладортина, расстояние для путешествия Бильбо). <…> Дальнейшие изменения приближают комментарий Медведа/Беорна о Радагасте к опубликованному варианту <…> «Да, да, неплохой малый, я хорошо его знаю, по меркам волшебников. Я часто с ним вижусь». <…> Это было исправлено чёрными чернилами на корректурном оттиске, став читаться: «Да, неплохой малый, я считаю, по меркам волшебников. Одно время я часто с ним виделся, – сказал Беорн». Таким образом был достигнут текст опубликованной книги <…> – примечание Дж. Рейтлиффа > «Властелин колец» добавляет немалую долю информации о Радагасте – который теперь становится Радагастом БУРЫМ, больше не кузеном Гэндальфа, но «ОДНИМ ИЗ МОЕГО ОРДЕНА», то есть, одним из Пяти Волшебников, иначе Истари («Властелин колец», 606 и 1121; выделение моё – Дж. Рейтлифф), и непостоянным членом Белого Совета. <В толкиновской иерархии цветов скромный «земляно-бурый» цвет Радагаста означает, что тот – создание, проявляющее меньшую силу, чем Саруман Белый или Гэндальф Серый, или даже два Синих Волшебника, Алатар и Палландо, которых Толкин добавил позже, чтобы их стало пятеро – Примечание Дж.Рейтлиффа>. Прежняя идея о том, что в мире много волшебников, уступает концепции, что их всего лишь пять, все майар (см. также «Неоконченные предания», с. 393 и 395). Но ранняя концепция не была отвергнута целиком, и вновь встречается в эссе Толкина об истари, черновик которого датируется 1954-55 гг., являясь частью самой последней стадии работы над «Властелином колец», неоконченным «Указателем»: «Число членов этого Ордена неизвестно, но из тех, что пришли на Север Средиземья … главных было пятеро» – «Неоконченные предания», с. 389. Одно время Толкин намеревался расширить роль Радагаста в новом приключении Бильбо, но что это могла быть за роль, сейчас невозможно отгадать. В планах и сюжетных заметках, написанных в августе 1939 года, когда Толкин собирался заново начать «Нового Хоббита» и размышлял о таких радикальных переменах, как сделать замену главного героя на Бильбо вместо Бинго/Фродо, он включил имя Радагаста в список элементов сюжета, таких как привлечение в Шир дракона (отзвуки «Фермера Джайлса»!): «Остров в море. Отправить туда Фродо в конце. Радагаст? Битва между армиями эльфов и людей против Властелина бушует очень далеко. Приключения… Люди Камня [т.е. люди Гондора <пояснение Дж. Рейтлиффа>]» – «История Средиземья», VI, 379. < Примечание переводчика: Цитируя эти строки, Рейтлифф сопровождает их своим примечанием, в котором приходит к сомнительному заключению: «Здесь Толкин, похоже, думает о битве Последнего Союза как о современном событии, которое происходит как часть Войны Кольца». На самом деле, идея о заключительном совместном сражении людей и эльфов против врага в черновиках «Властелина колец» последовательно прослеживается от данного наброска вплоть до момента, когда автор дошёл до прибытия рохиррим к Пеленнорской стене (когда Толкин написал очередной план дальнейшего развития событий, включающий прибытие эльфов к Мораннону, предшествующее переговорам и нападению сил Саурона). («История Средиземья», Том VIII. С. 361). Напротив, идея о союзе эльфов и людей при первом падении Саурона возникла во Второй Фазе (главный герой – Бинго), в то время как процитированный отрывок несомненно относится к Третьей Фазе (главный герой – Фродо). Кристофер Толкин также пишет («История Средиземья», Том VIII. С. 379), что «Отсылка к "разгорающейся битве", вероятно, относится к концу истории, когда Кольцо отправляется в Роковую Расщелину». > К несчастью, при отсутствии какого бы то ни было развития, мы не можем сказать, ни какой это был бы эпизод, ни как он сочетался бы с общим рассказом. Присутствие здесь Радагаста, несомненно, вызвано желанием включить из «Хоббита» все возможные элементы, которые ещё не были раскрыты; возможно, немалозначимо, что, учитывая отсутствие каменных великанов из «Хоббита» в этом продолжении, в похожем списке, написанном примерно в тот же период, появляется «Приключение с Великаном Древобородом» («История Средиземья», VI, 381). <Продолжение подглавки о Радагасте следует. Перевод, как и предыдущих фрагментов, выполнен зимой 2016/2017 гг.> #JRRT_THOTH


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS