Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-06-11 06:44:13.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-06-11 06:44:13
ПИГМЕИ Пигмеи – народ карликов из античной мифологии, обычно локализуемый в Северной Африке. Об их битвах с журавлями упоминал ещё Гомер (Илиада III, 6). Как писал Филострат Старший (Картины II 22) «они утверждают, что они родные братья Антея, одного с ним рожденья; не атлеты они, в борьбе с ним не равны, но так же, как он, землей рождены и вообще они сильные существа: когда выходят они из земли, как волны волнуется с самого низу песок. Пигмеи живут в земле, как муравьи, и там заготовляют припасы себе для питания; питаются они не чем-либо привозным, но местным и тем, что сами они производят; они сеют, жнут и ездят на таких же «пигмейских» запряжках; говорят, что они пускают в ход топоры, чтобы рубить колосья, считая их за деревья» (перевод Алекса Боу). В XVI веке появилась альтернатива мифологическим «пигмеям»: в трактате «О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах» (опубликован в 1566 г.) Парацельс предлагает слово «гном», как считается, изобретённое им самим (возможным источником для gnomos стало genomos – «обитатель земли»). «Те, которые обитают <…> в земле, – пигмеи», – пишет он. – «Именем водного племени является также ундина, воздушного племени – сильвестры, горного племени – гномы». Впрочем, дальше встречается следующее перечисление, разграничивающее по крайней мере названия этих духов, если не их самих: «гномы, пигмеи и манны <то есть маны, древнеримские божества загробного мира> присматривают за сокровищами земли, металлами и подобными богатствами». Наконец, Парацельс различает ещё одну вымершую разновидность пигмеев: «вид карликов, которые не рождены от Адама». «Великаны происходят от лесного племени, а карлики - от земных человечков. <…> Нечего сказать об их сходстве с видом родителей, потому что они не походят на свой вид, но суть уроды вне вида, из которого они произошли» (перевод А. Шапошникова). О таком употреблении слова «гном» сам Толкин писал в письме в «Аллен энд Анвин» в 1962 г. (№ 239): «слишком трудно отмежеваться от общераспространенной ассоциации с гномами, сиречь пигмеями, Парацельса» (перевод С. Лихачёвой). С 1590-х гг. слово «pygmy» в английском языке стало употребляться как прилагательное «пигмейский», а также обозначать в переносном значении мелкую личность. В XVII веке предположение, что древние называли пигмеями человекообразных обезьян, привело к тому, что это слово порой употреблялось в отношении орангутанов и шимпанзе. В 1863 г. европейские исследователи Центральной Африки назвали в их честь низкорослые (средний рост мужчин – 1 м 44 см, женщин – 1 м 33 см) племена. Ко времени Толкина слово почти утратило привязку к мифологии, став синонимом карлика. Толкин впервые употребляет это слово в наброске, озаглавленном «Сказание Эаренделя, сына Туора»: «Их относит к югу. Темные земли. Огненные горы. Древолюди. Пигмеи. Сарквинди или великаны-людоеды» («Книга утраченных сказаний» II.254). Судя по этому перечню, хотя действие и происходит на южном континенте, под пигмеями Толкин понимал скорее мифологических персонажей, чем обитателей африканских лесов. К сожалению, как и в Первом наброске «Хоббита», сюжет с пигмеями не получил никакого развития. Пигмеи, по этому наброску, очевидно, должны были встретиться хоббиту и гномам в Темнолесье. Сложно сказать, была бы встреча с ними к добру или нет. Пигмеи могли оказаться очередным испытанием для Бильбо, вместо пауков, однако, на наш взгляд более вероятно, что они, подобно друэдайн «Властелина колец», могли каким-то образом помочь героям в их многомесячном переходе через Темнолесье. Основания для такого предположения о сюжете даёт то, что пленение гномов эльфами (морскими, а не лесными) у Долгого озера предполагалось на этой стадии работы лишь следующей весной. Следует заметить, что Толкин явно отличал «пигмеев» как от хоббитов, так и от гномов. В письме Стэнли Анвину 4 марта 1938 г. (№ 26) он писал: «В январе газета опубликовала письмо за подписью «Хабит» (автор письма спрашивал, а не подсказаны ли хоббиты лекциями Джулиана Хаксли на тему покрытых шерстью африканских пигмеев, и много чего другого). Я послал в редакцию свой шуточный ответ». В ответе этом (опубликованном в «Истории "Хоббита"») Толкин заявлял, что хотя он «родился в Африке», у него «нет осознанных воспоминаний о покрытых шерстью пигмеях (в книге ли, или при свете луны)», так что он возражает: «мой хоббит не живёт в Африке и не покрыт шерстью, разве что в районе ступней. Не похож он, на самом деле, и на кролика. Он был богатым, упитанным юным холостяком, живущим на собственные средства». Вместе с тем, в черновике письма 1956 г. Майклу Стрейту (№ 181) Толкин отмечал: «Хоббиты – ничуть не более «аллегория», нежели (скажем) пигмеи африканских лесов». Сложно сказать, почему автор отказался от введения ещё одного малорослого народа, предположительно дикого (в отличие от цивилизованных хоббитов и гномов), в текст повествования. Во всяком случае, в отличие от великанов, пигмеи в Легендариум так и не попали. * * * Впервые опубликовано в 2016 г. под заголовком «Информация о Средиземье», данным администрацией группы «Всё о мире Толкина» (https://vk.com/wall-23592973_97917). Подражание Д. Рейтлиффу, у которого в «Истории "Хоббита"» немало подобных подглавок комментариев, посвящённых различным народам и существам, населявшим Средиземье: «гномы», «великаны», «волки», «бабочки», «дрозд» и т.п. Этот текст – подобный же комментарий к фрагменту, выложенному под названием «Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 34.» (https://vk.com/wall-213107152_1421). #JRRT_интерпретации #JRRT_THOTH


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS