Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-07-06 16:19:14.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-07-06 16:19:14
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 46. (2) Бёдвар Бьярки <продолжение> История Бёдвара – всего лишь часть более крупной саги о короле Хрольфе и его дружине, которую сравнивали с циклами о Короле Артуре и Карле Великом: история великого короля и его великолепного двора, его отважных дружинников (среди которых Бёдвар – величайший) и его подлых смертельно опасных врагов. <Хрольф Краки, или «Рольф Жердинка», появляется в «Беовульфе» как Хродульф, племянник короля Хродгара; и Хродгар и Хрольф Краки принадлежат к королевской династии данов, Скьёльдунгам или Скильдингам, потомкам Скильда Скевинга («Shield Sheafing» <Шилд Шивинг, буквально «Щит со Снопом» либо «Шилд, потомок Шива/Скефа» – примечание переводчика> ). Толкин проявлял глубокий интерес к легендам, окружающим этот королевский дом, и планировал посвятить одну из глав «Утраченного пути» «Легенде о короле Шиве». Среди всех ненаписанных глав эта является одной из немногих, которые на самом деле были частично набросаны в черновом варианте, – как прозаический текст из нескольких сотен слов, пересказывающий историю младенца, найденного на судне, который впоследствии стал великим королём, вернувшимся в конце обратно в море. (Та же самая история рассказывается об Аудоине Лангобардском, у которого Толкин позаимствовал имя для одного из главных героев «Утраченного пути»). Толкин также переделал легенду в стихи, «Король Шив», которые намеревался включить в англо-саксонскую (Эльфвине) главу «Утраченного пути»; Кристофер Толкин публикует эти стихи в «Истории Средиземья» V.87–91). Обратите внимание, что в то время как в английской традиции, представленной «Беовульфом», старый король Хродгар запомнился как мудрый монарх, свергнутый своим вероломным племянником, в датской традиции именно племянник сверг старого тирана и провозгласил недолгий золотой век. Больше об этих запутанных преданиях, связанных с данными историческими фигурами, смотрите у Клебера, с. xxxi–xxxv. – Примечание Дж. Рейтлиффа. > Сага – в лучших традициях – полна отваги, предательства, похоти, инцеста, заколдовывания, превращений и сражений. Сам Бёдвар – один из троих сыновей злосчастного принца, который, отвергнув недостойные ухаживания своей мачехи (саамской ведьмы), был превращён злой королевой в медведя. Днём медведь, а по ночам – человек, он становится отцом тройни от возлюбленной своего детства, прежде чем его убивают охотники: старший сын всего лишь получеловек, средний – человек, за исключением искажённой ступни, а младший, Бёдвар, полностью человек, по крайней мере внешне. <Имена обречённой пары – говорящие: у проклятого принца – Бьорн («Медведь»), а у дочери йомена – Бера («Медведица»); Бьярки означает «Маленький Медведь» (медвежонок). Современные учёные склоняются к поддержке теории, что данное при рождении имя Бёдвара Бьярки – Бьярки, а «Бёдвар» («Боевой») является прозвищем, данным за его доблесть в бою. Кроме того, как указали некоторые исследователи Толкина, «beorn» (медведь) в древнеанглийской поэзии – обычная замена слова «воин», точно так же, как «wearg» (волк) – замена «изгоя»; возможно, такое словоупотребление было вызвано теми же причинами, что и сегодня, когда о женщине говорят «лиса», а о мужчине – «хорёк». Такое употребление в поэтической речи не должно затмевать факт, что «Беорн» всего лишь является древнеанглийским эквивалентом для «Бьорна», обычного до сих пор шведского имени, и что в Америке прозвище «Медведь» продолжало использоваться по крайней мере до середины XX в. В английской истории и легендах обнаруживаются несколько Беорнов (ср. R. M. Wilson «The Lost Literature of Medieval England» [1952, 2-е издание 1970], с. 34-38). Наиболее выдающимся из них, вероятно, является сын Рагнара Лодброка, возглавивший вместе со своими братьями Хальфданом и Иваром Бескостным датские нападения (в результате которых был почти полностью разгромлен в IX в. Альфред Великий) и основавший в Англии Датское королевство (Данелаг), которое просуществовало несколько поколений. Важно, что его имя приводится в вариантах Бьорн, Baerin (возможно, похоже на Берена?) или Беорн, в зависимости от национальной принадлежности источника. – Примечание Дж. Рейтлиффа. > <Облик двух старших братьев, местами чудовищный, является плодом действий их злой мачехи, Белой Королевы, которая заставила их беременную мать съесть два кусочка медвежатины, взятых от убитого принца. Несмотря на предупреждение от возлюбленного накануне его смерти, Бера полностью съела первый кусок, что обусловило получеловеческую форму Эльгфроди. Она выплюнула почти весь второй кусок, кроме маленького остатка, следствием чего стал почти человеческий облик Торира. Третий кусок Бера совсем отвергла, в результате чего внешность Бёдвара стала полностью человеческой, несмотря на проклятье, наложенное на его отца, единственным наследием которого, похоже, стало явление медведя в его последнем бою. – Примечание Дж. Рейтлиффа. > Постепенно Бёдвар растёт, мстит за отца и вступает на стезю героя; два из его величайших деяний – это превращение в героя одного труса и убийство похожего на Гренделя зверя, нападавшего на зал короля Хрольфа. Став главой дружинников Хрольфа, он женится на королевской дочери и становится буквально его правой рукой («Бёдвар ценился и почитался превыше их всех, и сидел по правую руку от короля рядом с ним»). Самое необычайное событие в его карьере, однако, происходит в самом её конце: в последней битве, в которой дружинники Хрольфа Краки подвергаются осаде армии эльфов, норн и злых людей, возглавляемой сводной сестрой короля (эльфийкой Скульд) и её мужем Хьёрвардом. Король и одиннадцать его дружинников, несмотря на то, что многократно уступают в числе, храбро сражаются, получая помощь от таинственного союзника: «… перед королем Хрольфом и его людьми появился огромный медведь, и он был всюду рядом с королём. От его лапы пало больше людей, чем от любых пяти королевских дружинников. Удары и копья отражались от него, и он сбивал как людей, так и коней из войска короля Хьёрварда, а его зубы с хрустом ломали всё, до чего могли добраться, так что смятение и страх овладели войском короля Хьёрварда». – «Король Хрольф и его дружинники», переводчик Гвин Джонс, с. 313; ср. Битву Пяти армий, с. 679-680. Пока медведь сражается за них, силы Хрольфа Краки побеждают превосходящих врагов. Однако один из его дружинников (спасённый трус, упоминавшийся выше, который теперь превратился в самого жестокого из дружины) переживает от того, что Бёдвара в бою нигде не видно, и оставляет поле битвы, чтобы найти его. Он находит Бёдвара сидящим в забытьи и будит его, призывая позаботиться о собственной славе, вступить в бой, а не прятаться, как трус. В тот же миг Бёдвар просыпается, а медведь исчезает. Бьярки укоряет своего сотоварища («Не так уж ты помог королю деянием своим, как думаешь»), и два мужа выходят наружу, где обнаруживают, что ход битвы обернулся против героев. Теперь королева Скульд начинает использовать против них чёрную магию («она… не применяла ни одного из своих ухищрений, пока в войске короля Хрольфа был медведь, но теперь всё так преобразилось, как будто ясный день сменился тёмной ночью» – Гвин Джонс, с. 315), призвав чудовищного вепря и заставляя убитых вновь восставать и продолжать сражаться. Бёдвар, король Хрольф и все остальные погибают, поэтому за них мстят два брата Бёдвара (изгой-получеловек Эльгфроди и король Торир Собачья Ступня), при помощи войска, посланного шведской королевой Ирсой – другой сводной сестрой короля Хрольфа (которая также приходится ему матерью – это семейное древо непростое). И хотя очевидно, что образ Медведа/Беорна происходит от Бёдвара Бьярки или вдохновлён им, он весьма отличается от древнего северного героя. Медвед – отшельник, без жены или детей, живущий в одиночестве со своими животными (в действительности, намекается, что он, возможно, ЯВЛЯЕТСЯ животным, или, по меньшей мере, настолько же животным, насколько человеком). Бёдвар – один из троих братьев (в лучших традициях волшебных сказок), каждый из которых, как и он, по-своему уникален. У Бьярки есть родители и родители родителей, а трагедия его отца и матери стала непосредственной причиной его доблести и необычных способностей. Напротив, бросается в глаза, что Медведу недостаёт происхождения, указанного для большинства остальных персонажей толкиновской истории, в том числе для Бильбо, Гандалва/Торина, Эльронда, а позднее – Барда. Не имеющий ни жены, ни детей, он кажется полностью лишённым родственников или друзей, ему подобных (что бы под этим ни подразумевалось), если не считать остающихся вне поля зрения медведей, которые встречаются с ним в лесу. Бёдвар, по контрасту, женится на дочери короля Хрольфа Дрифе и у них рождается несколько детей. В этом, а также в характеристиках личности, Медвед/Беорн, кажется, меньше напоминает Бёдвара и больше – его старшего брата Эльгфроди, самого дикого из троих. Эльгфроди – личность «довольно странного рода. Сверху он человек, но ниже пояса – лось» (отсюда его имя Elk-Frothi или elk-Frodo <лось-Фродо> ). <Обратите внимание, что Frothi (Froði) может также транслитерироваться как Frodi; это то же самое имя, которое Толкин англицизировал как Frodo – героя его «Властелина колец». Имя Фродо Бэггинса, однако, вероятно, происходит не от Эльгфроди, а от короля Фроди, легендарного датского короля в исландском предании (внука того самого Шилда Шивинга, о ком Толкин написал стихотворение, упомянутое выше <…> ), который правил во время рождения Христа и установил царство мира: «люди на севере называют это миром Фроди. Тогда никто не чинил зла другому, даже повстречав убийцу отца или брата, на свободе или связанным. Не было тогда ни воров, ни грабителей, так что одно золотое кольцо долго лежало на Ялангрсхейд-поле». («Прозаическая Эдда», с. 118 <«Младшая Эдда» в русском переводе О.А. Смирницкой> ) – примечание Дж. Рейтлиффа. > В отличие от Бёдвара, который становится дружинником при дворе Хрольфа Краки, Фроти превращается в изгоя, «злодея, убивающего людей ради их денег», живущего в одиночестве в хижине в горах и подстерегающего путников. Эльгфроди необычайно силён, его изгнание начинается после того, как он на состязаниях борцов покалечил множество людей, а некоторых даже убил (в этом отношении он несколько напоминает злосчастного Турина, когда тот начал жизнь изгоя и грабителя); однако, нам также говорится (добавляя неоднозначности), что когда он убивал людей ради денег, «он оставлял в покое многих людей, которые силой были невелики». Тем не менее, несмотря на это, он не совсем плох: он не злоумышляет против своих более удачливых братьев, но вместо этого предлагает делить с ними все его доходы (которые к этому моменту достигли размера «неизмеримого богатства» – Гвин Джонс, с. 271). После того как Бёдвар отомстил за их отца, он навещает старшего брата, и Эльгфроди поит Бьярки своей кровью, сделав нашего героя сильнее, чем когда-либо. Похоже, что Эльгфроди и Бьярки, вместе взятые, указывают на то, чтó Толкин объединил в одном персонаже, постичь которого столь же нелегко, как и источники вдохновения автора. Противопоставление одиночества Эльгфроди и Медведа, резко контрастирующего с общительностью Бьярки как естественного лидера людей, может объяснить одну любопытую деталь в истории Беорна: в конце книги (тут мы несколько забегаем вперёд), Толкин прерывает последовательное повествование, чтобы рассказать нам, что Медвед /Беорн собрал у себя людей лесов и «впоследствии стал великим вождём в тех местах, и правил обширными землями между горами и лесом; и говорят, что его потомки в течение многих поколений владели умением принимать медвежий облик; попадались среди них и суровые, и плохие», – возможно, отголоски Эльгфроди? – «но большинство душой походили на Беорна, разве что меньше ростом и не такие сильные. При них последние преследуемые гоблины покинули Мглистые горы, и на границе Дикого Края вновь наступил мир». <Заметьте, что эта радужная перспектива, предсказанная во времена «Хоббита», не реализовалась в том будущем, которое действительно наступило во «Властелине колец» – 80 лет спустя гоблины казались хуже, чем когда-либо ещё, – если только мы не решим, что она относится к периоду, непосредственно ПОСЛЕДОВАВШЕМУ за окончанием Третьей Эпохи, когда после падения Саурона они были разогнаны и перебиты. – Примечание Дж. Рейтлиффа. > Нам также говорится, во «Властелине колец», что во времена путешествия Фродо примерно 80 лет спустя «Беорнингами», как они тогда назывались, правил сын Беорна, Гримбеорн Старый («Властелин колец», 245). Мотив Медведа-Беорна как вождя или предводителя независимого народа, похоже, ведёт происхождение от среднего брата, до сих пор остававшегося в тени, Торира Собачьей Ступни («От подъёма ноги у него начиналась собачья ступня … хотя в остальном он был самым прекрасным из мужей» – Гвин Джонс, с. 268-269). Когда настал его черёд отправиться искать счастья, он двинулся в страну гаутов, которые сделали его своим королём «из-за его величины» (гауты весьма практично выбирали следующим королём того, кто лучше всех подходит к их трону, а не наоборот – Гвин Джонс, с. 271-272). Торир настолько похож на Бёдвара, что когда последний приходит в гости к жене Торира, королева по ошибке принимает его за своего мужа, и только прирождённое благородство Бёдвара не даёт ему наставить рога собственному брату-королю в сцене, напоминающей эпизод из валлийской сказки «Пуйлл, властитель Диведа», первой из четырёх ветвей «Мабиног». Включая в текст намёк на изгнанного принца, ставшего полноправным людским королём (или, в данном случае, создавшего новый народ, названный его именем, аналогично происхождению исторических скьёльдунгов), Толкин, похоже, обращает внимание на третьего из этих достопамятных братьев. #JRRT_THOTH


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS