Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-06-20 06:33:22.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-06-20 06:33:22
Андрей Строцев, переводчик и иллюстратор "ИСТОРИЯ СРЕДИЗЕМЬЯ" (двенадцатитомный длиннопост) (ЧАСТЬ 1) Несколько дней назад я дочитал последнюю часть "Истории Средиземья" ("History of Middle-Earth") - серии из двенадцати книг, где прослеживается, как Дж. Р. Р. Толкин творил свой "вторичный мир" на протяжении всей жизни. Первый том я начал читать в мае 2021, два года назад. Об отдельных книгах я уже рассказывал у себя на странице. Теперь же я хотел бы сформулировать некоторые мысли по поводу всей серии в целом, а в конце поста составлю субъективный "рейтинг" этих книг, вроде того, как я это сделал с семью романами Чарльза Уильямса. Главным образом я хотел бы это сделать сам для себя, чтобы разложить всё по полочкам в голове, но может быть и читателям будет небезынтересно. Сперва - несколько слов о том, что это вообще за книги. Сразу нужно уточнить, что в "Истории Средиземья" речь идёт не о "внутренней", а о "внешней" истории этого художественного мира - о процессе его создания Толкином с 1910-х по 1970-е годы. Также на всякий случай предупреждаю, что к этой серии не имеют никакого отношения некоторые русскоязычные коммерческие издания, озаглавленные "История Средиземья", где под одной обложкой зачем-то собраны и "Хоббит", и "Властелин колец" и "Сильмариллион" на папиросной бумаге. По форме эти книги представляют собой посмертные сборники текстов Толкина с подробным академическим комментарием его сына Кристофера. Они выходили с 1983 по 1996 год, уже после "Сильмариллиона" (1977) и "Неоконченных преданий" (1980). Таким образом, Кристофер Толкин успел издать практически всё, когда-либо написанное отцом в рамках его авторской мифологии. Исключение составляют чисто лингвистические тексты - искусственным толкиновским языкам посвящены специальные журналы. Ещё одно исключение - процесс работы над сказкой "Хоббит", которая изначально была с Легендариумом связана скорее опосредованно. Но "История Хоббита" теперь тоже существует - в 2007 её подготовил другой учёный, Джон Рейтлифф. Наконец, совсем недавно, в 2021 году вышел сборник "Природа Средиземья" под редакцией лингвиста Карла Хостеттера - по его словам, туда вошли все оставшиеся толкиновские тексты на эту тему. Эти последние две книги я пока ещё не читал. "Историю Средиземья" можно условно разделить на три части. На фотографии я эти три части разделил на три ряда. В первых пяти томах рассматривается то, что Толкин написал с тех пор, как только принялся за свою мифологию, и до того, как начал работать над "Властелином колец". Вторая часть - тома с шестого по девятый, посвящённые собственно работе над "Властелином колец". О них я уже написал отдельный большой пост 12 марта. В последних трёх томах собраны тексты, которые Толкин писал после "Властелина колец" и до смерти. Обложки тех изданий, которые вы видите на фотографии, нарисовал художник Джон Хоу. Только первые пять книг изданы по-русски, но переводы многих текстов из остальных томов есть в интернете. А теперь перейду к тому, чем же эти книги интересны. Известно, что при жизни Толкина вышли только "Хоббит", "Властелин колец" и некоторые стихи, а всё остальное ещё очень долго оставалось недоступно читателям. Также известно, что Толкин так и не дописал "Сильмариллион", свой главный мифологический цикл. Но это не совсем верно. На самом деле он закончил сразу несколько "Сильмариллионов", а незавершённой осталась именно последняя версия, где ему нужно было соотнести ранние мифы со многое изменившим "Властелином колец". Когда Кристофер Толкин приступил к редакции "Сильмариллиона", одной из его идей было подготовить исследование примерно в формате "Истории Средиземья" - тексты отца с комментариями и с примерами из ранних версий. Но потом он решил всё же представить "Сильмариллион" как единое литературное повествование, без "академического" вмешательства. В отдельных случаях это значило, что нужно дописывать текст за Толкина и принимать решения по тем вопросам, по которым сам автор не имел окончательного однозначного мнения. Здесь Кристоферу помогал его ассистент Гай Гэвриел Кей, который потом сам стал писать книги в жанре фэнтези. В "Истории Средиземья" Кристофер смог вернуться к изначальному замыслу, но уже в большем масштабе, и представил весь художественный проект Толкина-старшего от начала и до конца. Он не планировал, что выйдет целых двенадцать томов, но когда процесс пошёл, его было уже не остановить. Много где на протяжении этой серии, особенно в последних книгах, Кристофер объясняет причины того или иного выбора при редакции "Сильмариллиона", а в некоторых случаях и выражает сожаление о решениях, которые спустя время посчитал неверными. Лично у меня после "Истории Средиземья" сложилось впечатление, что "Сильмариллион" в редакции Кристофера Толкина - это большой успех, за которым скрывается огромная, во многом невидимая работа. Конечно, эта книга могла бы стать и совсем другой. Но теперь, имея все первоисточники, любой желающий может составить по "Истории Средиземья" персональный "Сильмариллион" на свой вкус. Примерно это, вольно или невольно, происходит в голове любого, кто читает эту серию. Легендариум Толкина - живой текст, и оживает он во взаимодействии с читателем. При этом "История Средиземья" - не просто набор кубиков Лего, собрание фактов о толкиновской вселенной, хотя примерно так эту серию часто воспринимают и используют. По информации из этих книг составляют всевозможные онлайн-википедии и снимают видео на ютубе, где материалы от 1910-х до 1970-х годов вместе представляют непротиворечивый "канон". Отдельные цитаты из этих книг фанаты берут на вооружение в дебатах о том, "что хотел сказать автор", особенно при обсуждении экранизаций и прочих адаптаций. Но, хотя сам Толкин всегда стремился ко внутренней согласованности своего мира, его работа над мифологией никогда не была простым заполнением некоего словаря новыми статьями. Сама авторская концепция постоянно трансформировалась, иногда радикально, причём это продолжалось вплоть до кончины писателя. Изначальные сюжеты переходили из одной стадии Легендариума в другую, но роли героев и их мотивации порой изменялись до неузнаваемости, не говоря уже про имена, которые один и тот же персонаж мог менять множество раз. Сам мир из колоссального летающего корабля превращался то в плоский диск, то в привычного вида планету, причём само понятие "Средиземье" довольно позднее, а слово "Арда" появилось ещё гораздо позже. Деление истории на четыре Эпохи - тоже очень поздняя идея. Орки становились то оживлённой грязью, то падшими эльфами или людьми, а иногда даже воплощёнными тёмными духами. Король Гил-Галад и мастер Келебримбор меняли отцов как перчатки, а Галадриэль встречала своего супруга в разные тысячелетия и на разных континентах. Наконец, сам Саурон тоже далеко не сразу стал Властелином Колец - этот персонаж начинал свой путь как громадный злой кот Тевильдо Мяугион. Но если не составлять по "Истории Средиземья" единый "канон", вырывая детали из контекста, можно впасть и в другую крайность. Может быть, в таком случае, все не изданные при жизни тексты Толкина - это просто хаос бумаг, свалившийся на голову бедному Кристоферу? Может быть, это лишь бесконечный поток авторского сознания, по которому даже эльфийские языки не выучишь, ведь и они никогда не стоят на месте и меняются от стадии к стадии? Для некоторых читателей указание на расхождения и противоречия в текстах Толкина становится вызовом всей художественной условности, всей вере во "вторичный мир". Но оправдано ли это? Я думаю, что нет. Творческий проект Толкина заключается в создании альтернативной мифологии - а реальные мифологии всегда состоят из различных версий, которые нельзя свести к простому справочнику. И греческие мифы, и Библия, и артуровский цикл складывались много веков, причём их авторы не только продолжали работу предыдущих поколений, но и спорили с ними, творчески обыгрывая привычные образы. Толкин смог пройти тот же процесс в пределах одной жизни. Например, в 1972 году, уже почти перед смертью, он оставлял комментарии к "Падению Гондолина", которое написал больше полувека назад, вернувшись из окопов Первой мировой войны. Сам автор не воспринимал свой корпус текстов как хаос, для него все темы и сюжеты были сложно связаны. Очень многие тексты он оставил незаконченными, но редко "забраковывал" что-либо, незавершённые тексты часто становились источником идей в будущем. Таким образом, буквально всё, опубликованное в "Истории Средиземья" можно считать в том или ином смысле "каноном". Для этого есть и внутримировые причины, ведь, согласно автору, разные сюжеты рассказаны от лица разных персонажей с очень непохожим опытом. Это и эльфийские мудрецы Румил и Пенголод, и историки Нуменора и Гондора, и составившие "Алую книгу" хоббиты Бильбо, Фродо и Сэм, а в других версиях и древнеанглийский мореход Эльфвине, и даже оксфордские учёные из будущего, которым снятся сны о доисторическом прошлом. Конечно, если бы кто-то дал мне задание прочитать все эти примерно пять тысяч страниц, где не меньше четверти занимают комментарии - то на такое я бы точно не согласился. Плана прочитать эти двенадцать книг я не имел, как и Кристофер изначально не имел плана их издавать. Но два года назад мне в руки почти случайно попал один из томов, причём не первый, а второй - и дальше всё пошло уже как-то само собой. Никто меня не торопил и я спокойно читал, получая много радости от процесса - а в какой-то момент появилась мотивация обязательно довести дело до конца, раз уж начал. Много кто читает в "Истории Средиземья" только отдельные интересующие тексты, а меня впечатлил сам проект как целое. На мой взгляд, эти книги - памятник Кристоферу Толкину, настоящему соавтору своего отца. Его комментарии и примечания - образец профессионализма и научного смирения, он почти ничего не пишет "от себя", не настаивает на собственных интерпретациях, постоянно исправляет свои прошлые неточности. Но при этом в его подходе нет и отстранённого "академизма" - это дело глубоко увлечённого человека, любящего и тексты, и их автора. #JRRT_черновики #JRRT_интерпретации


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS