Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2015-05-17 11:55:00.

Посмотреть все записи на стене

Острог
2015-05-17 11:55:00
#Острог_мотивация Юрий Круговых, «Орлиное гнездо». О русском и американском трудовом менталитете Удивительное дело, но сторонники построения в России нормального европейского государства с завидной постоянностью оперируют скорее к США, а не к Германии или Швеции. Никаких реальных фактов для такого выбора обычно не приводится, кроме «я так хочу». Между тем, прежде чем прививать какие-то политические практики, нужно внимательно изучить почву, на которую предполагается их «высаживать», ее состояние и возможности. Потому что в противном случае экспериментатору еще повезет, если он сможет унести ноги из разоренной им страны. Как это произошло, например, с аргентинским президентом Фернандо де ла Руа, который сбежал от разъяренной толпы своих сограждан на вертолете. Что же такое США? Это самое индивидуалистическое общество в мире. Оно было построено не просто протестантами, которые и так славились своей приверженностью либерализму политическому и экономическому [1], а протестантскими сектами внутри протестантизма. Этот факт, усиленный местными условиями развития, сделал американцев отъявленными индивидуалистами при сохранении чрезвычайной религиозности. 90% населения США верят в Бога, примерно 2/3 указывают религиозность как важную составляющую американской идентичности, примерно треть бывает в церкви хотя бы раз в неделю, больше половины против преподавания атеистами в учебных учреждениях и т. д. Неудивительно, что одним из главных вопросов президентских выборов неизменно является, например, запрет абортов. Эта же религиозность поддерживает огонь «протестантской этики» в душах граждан США и ведет к повышенной нацеленности на труд. Даже в Японии среднегодовое количество рабочих часов (1889) не достигает уровня этого же показателя в США (1966). А Европа и вовсе в среднем работает почти в полтора раза меньше [2]. Что мы имеем в России? Никакой протестантской этикой тут и не пахнет. Ее носителями можно было бы назвать только старообрядцев. При продолжении естественного развития Российской империи, вероятно, они могли стать ведущей конфессией страны [3], но советская власть нанесла по ним сокрушающий удар и неизвестно, сможет ли старообрядчество оправиться после него вообще. Кроме того, современная русская трудовая этика, как показывают социальные исследования, не тяготеет к излишнему индивидуализму и большую роль здесь играет историческое наследие. Еще в царской России правительство делало ставку на общину, как более удобную для управления единицу. СССР же эту ставку на уравнительные сообщества довел до абсолюта всеобщей национализацией [4]. В результате русская трудовая этика в значительной степени тяготеет к патримониализму, но не азиатского типа, как думают некоторые, а североевропейского. Наиболее близки к нам в этом плане Швеция, Финляндия, Норвегия, Германия, Австрия, где значительное внимание оказывается социальной заботе о работниках со стороны предприятия или государства [5]. Если быть реалистами, то это именно те страны, к которым нам необходимо особенно присмотреться при модернизации экономики, хотя и США могут дать нам полезный опыт. Прежде всего, речь идет об опыте создания современной инфраструктуры в рамках сравнимого с Россией по размерам государства, и массовой постройке жилья. Всякий же неолиберальный мракобес, который, вопреки протестам таких уважаемых людей, как Адам Смит, Фридрих Хайек, Джеффри Сакс и др.[6], решит, что можно капитализировать даже те области человеческой деятельности, которые принципиально капитализации не подлежат, кончит, как Фернандо де ла Руа. Или как другой великий экспериментатор – Николае Чаушеску. Литература: [1]Кларк Г. Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира. М., 2012; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 2003. [2] Хантингтон С. Кто мы? М., 2008. С. 120-124, 138-150 [3] Соловей В. Д., Соловей Т. Д. Несостоявшаяся революция. М., 2009. С. 50-69. Примерный сценарий перестройки с официального православия на старообрядчество можно увидеть по происходящему сейчас в Латинской Америке с католицизмом. См. Карякин А. Латинская Америка: прощание с католицизмом? URL: https://terra-america.ru/latinskaya-america-proshanie-.. [4] См. Хоскинг Д. Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе. М., 2012. С. 21-24; Прохоров А. Русская модель управления. М., 2011 [5] Данилова Е. М., Таратухина М. И. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофштеда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 3 (65). С. 53-64. [6] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007. С. 77; Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 2005. С. 59; Сакс. Д. Цена цивилизации. М. 2012. С. 42-67.


rss Читать все сообщения группы "Острог" вконтакте в RSS