Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2015-05-16 20:55:00.

Посмотреть все записи на стене

Острог
2015-05-16 20:55:00
#Острог_этнология Юрий Круговых, «Орлиное гнездо». Этническое самосознание у русских Наши левые и либералы все время пытаются уверить нас, будто русский народ не имел на протяжении своей истории национального самосознания. Тут нужно сделать оговорку. Национального, как политической нации – да, потому что нация возникает при отмирании сословного общества. Этнического – решительное нет. Иначе и быть не могло у народа, который практически всю свою историю окружен агрессивными инорасовыми и иноконфессиональными соседями. Еще в древнем периоде мы встречаем в былинах такие шокирующие для евразийцев обороты: «Побил Илья всех татар, всю силу поганую, не оставил ни одного на семена». Довольно рано начинает формировать поэтический образ русской земли. «Слово о погибели земли русской» (XIII век) провозглашает: «О, светло светлая и красно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими». Спустя несколько веков размеренная эволюция русского этнического самосознания делает резкий скачок. Причиной этого стало падение Константинополя в 1453 году под натиском турок. Русь осталась единственной свободной православной страной мира, а с точки зрения тогдашних русских и последним истинно христианским государством (католики считались еретиками). Это породило две идеи. Во-первых, московский государь отныне становился в глазах православных наследником римского трона и самым легитимным монархом на земле. Во-вторых, Русь получила статус Нового Израиля, земли обетованной, а русские заменили собой евреев в статусе богоизбранного народа [1]. Потом другие европейские народы с разной степенью успешности будут прибегать к этой же схеме, но наибольшего эффекта она достигнет в Британии, где станет одним из фундаментов классического расизма [2]. Вплоть до петровских времен эта идея разделялась всем русским населением. «350 лет назад […] Адольф Лизек писал, что русский простой народ «в делах торговых хитер и оборотлив, презирает все иностранное, а все свое считает превосходным». Генерал Патрик Гордон, проведший на русской службе 38 лет (с 1661 по 1699), в своем «Дневнике» находил русских надменными («insolent»), высокомерными («overweening») и «ценящими себя выше всех народов». Дословно того же мнения австрийский посол барон Августин Мейерберг, называющий русских «высокомерными от природы» и ставящими себя «в любых смыслах превыше всех на земле» [3]. После Петра элита откололась в своем мировоззрении от народных масс и вестернизировалась, но у простого народа представление о собственном превосходстве сохранялись, по крайней мере, вплоть до самого позднего имперского периода. В 1860х гг. молодой социалист В. И. Кельсиев, ходивший в народ, сообщал, что обычный русский человек «продолжает считать, что Москва – это Третий Рим и четвертому не бывать. Другими словами, Россия – это новый Израиль, избранный народ, пророческая земля, где исполняются пророчества Ветхого и Нового завета и где даже появится Антихрист, как в предыдущей святой земле появился Христос. Представитель православия, русский царь, самый законный император на земле, ибо занимает трон Константина» [4]. «От века к веку этот настрой менялся мало. Он продолжал преобладать даже в XIX веке. Хотя его поколебало поражение России в Крымской войне, тем не менее, когда Этнографическое бюро Императорского Русского Географического общества занялось в 1899 изучением вопроса о патриотизме простого народа (это был, по сути, социологический опрос), преобладающий тон ответов был обобщен так: «В народе существует глубокое убеждение в непобедимости России» [5]. Подобная религиозная доктрина вела к соответствующим результатам. На начальных этапах расовое насилие против аборигенов заселяемых земель носило спонтанный и ситуационный характер. Так было, например, в Сибири [6]. Но обычно конфликтов не случалось по причине значительных массивов незанятых мест. Чаще всего русские применяли стратегию выживания туземцев с уже культивированных земель. Происходило это следующим образом: в местную деревню селился один или несколько русских, затем они подтягивали других родственников, а вскоре их становилось столько, что туземцам приходилось бросать землю и переселяться в другое место [7]. Русские именно выживали туземцев, но никак не смешивались с ними. «Этот идеал у русского человека вовсе не таков, чтобы легко скрутить свою жизнь с какой-либо «поганью», как и теперь еще сплошь и рядом честит русский человек иноверца. Он будет с ними вести дела, будет с ними ласков и дружелюбен, войдет с ними в приязнь во всем, кроме того, чтобы породниться, чтобы ввести в свою семью инородческий элемент. На это простые русские люди и теперь еще крепки, и когда дело коснется до семьи, до укоренения своего дома, тут у него является своего рода аристократизм, выражающийся в отвращении к инородкам. Часто поселяне различных племен живут по соседству, но браки между ними редки, хотя романы и часты, но романы односторонние: русских ловеласов с инородческими камелиями, а не наоборот. Чтобы получить в этом фактическую уверенность, стоит просмотреть рассказы этнографов о вольности нравов многих инородцев в женских своих представителях в настоящее время. Граф А. С. Уваров сообщил мне сделанные им наблюдения в его имении, в котором русские находятся поблизости с мордвою, а именно, что русские никогда не женятся на мордовках, не веря их твердости нравов, искушать кои легко, как они знают по собственному опыту. Если мы допустим такие отношения, то увидим, что хотя мордва женится только между собою, но великорусское влияние, кровное и антропологическое, мало-помалу завоевывает в ней свое место»[8]. В дальнейшем, когда земельный голод стал острее, русские переселенцы стали вести себя ничем не хуже британских колонистов. Например, в Туркестане обмануть или убить аборигена считалось нормальным делом для русского человека [9]. Чудовищная по своей дикости борьба советской власти с «великорусским шовинизмом» привела к деградации этнического самосознания. Но даже у манкуртов, принявших советскую идентичность, то и дело пробивалась на поверхность идея превосходства русского человека над инородцем, хотя и в искаженном виде: Как хорошо, что Ю. Гагарин Не тунгус и не татарин Не хохол и не узбек А наш советский человек [10]. Итог можно подвести такой: этническое самосознание у русских крайне живуче и кренится в сторону пассивного шовинизма. Единственный способ сдержать его – начать промывать мозги населению на государственном уровне. Если этот негативный фактор убрать, то, вероятно, все вернется на круги своя. Литература: [1] Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // Труды отдела древнерусской литературы. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — Т. VIII. — С. 158—186. [2] См. напр. Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. СПб, 2003. [3] Цит. по Горянин А. "Мифы о России и дух нации". М., 2001. [4] Хоскинг Д. Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе. М., 2012. С 33, 34 [5] Горянин А. Указ. соч [6] Багрин Е. А. К вопросу о насилии русских по отношению к коренному населению Восточной Сибири и Дальнего Востока в XVII в. URL: https://ostrog.ucoz.ru/publ/k_voprosu_o_nasilii_russkikh/41-1-0-122 [7] Худяков М.Г. История Камско-Вятского края: Избранные труды. Ижевск, 2008. [8] Богданов А.П. Антропологическая физиогномика. М., «Типография М.Н.Лаврова и Ко, Леонтьевский переулок, д. N14», 1878. C. 18, 19 [9] Гинс Г. К. Очерки из поездки по Семиречью. Исторический вестник, 1913, № 10. [10] Цит. по Хоскинг Д. Указ. соч. С. 12.


rss Читать все сообщения группы "Острог" вконтакте в RSS