Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2024-03-11 16:14:00.

Посмотреть все записи на стене

Острог
2024-03-11 16:14:00
МАСЛЕНИЦА, СМЕРТЬ И МГК #МГК@vostroge #Острог_этнография Масленица, прекрасное время, следующее после закличек Весны. Теплеет, гуляния, блины, песни звонким старческим голоском от разодетых "в народное" баб, но самое главное - театральное сожжение чучела, сохранившее символизм проводов зимы. В этой заметке почти не будет уже традиционных шуток про блины с лопаты, лишь современная этнография. Как нам всем известно с ранних лет, масленица - народно-христианский праздник, приуроченный к проводам весны и весеннему равноденствию [астрономически в этом году - 20 марта, по церковному календарю празднуют с 11, приурочено к православному посту]. Если он народно-христианский, то корнями своими языческий, а значит известный и у других родственных народов в той или иной форме. Вспомните масленичное чучело, которое традиционно принято сжигать в последний день масленичной недели. Про него данная заметка и будет. Углубляясь в корни масленичного чучела, для самого начала стоит "подглядеть" его атрибутику и название у западных сородичей. Польское название чучела - Marzan(n)a, Śmiertka, словацкое - Morena, Marmuriena, чешское - Morana, Smrtka. Если со "Смерткой" и так всё понятно, то более архаичное - Morena, Morana стоит пристальнее разглядеть. Сразу же навеваются ассоциации со словами "мор", "морить". И вправду, слова однокоренные, восходят к праслав. *.morъ, связанному с чередованием *.merti (мереть, мёртвый), родственному лит. mãras, мн. maraĩ «мор, чума», др.-инд. maras, māras м. «смерть, мор», mаrаkаs м. «чума». Получается, что в неопошленном своём оригинале, нашедшем отголосок у чехов, поляков и словаков, уничтожали [также масленицу топят, ломают] не просто соломенное чучело, а симпатически саму Богиню Смерти и Зимы в надежде, что все болезни, невзгоды уйдут вместе с ней, с уходящей зимой в преддверии весны, дарующей надежду на сытый и здоровый год. Также стоит уделить внимание "очищающей" семантике огня, хорошо знакомой и иранским народам. На прикрепленных фотографиях вы можете узреть иконографию той самой Богини в исполнении чехов и поляков, а также "отечественные" варианты. И дай бог, что автор "отечественного" чучела изобразит смерть безликой, нежели "традиционно" размалёванной, с румяными заливными щеками и улыбкой на всё шитое лицо. Древний человек боялся Смерти и изображал её лики воистину устрашающими. Образ смерти, зачастую, был "ужасен для человеческой природы". Смерть приносила с собой разные орудия – меч, ножи, рожны, серпы. Большинство персонификаций Смерти, как видно из приведенного выше, были ужасающими в народном представлении. Смерть в жизни крестьян всегда была горем, именно поэтому народное сознание рисовало её образ максимально нелицеприятным. Так почему же русские вдруг решили изображать смерть так радужно и весело, превратив довольно жизнеутверждающий ритуал в "народно-традиционное" шапито? Можно всё спихнуть. на время и утрату смыслов, но у чехов и поляков ведь тоже она была в следствии католицизма. Получается что вероятнее всего кто-то додумался изображать Смерть в виде размалёванной бабищи, и остальные с радостью это подхватили вплоть до государственного уровня и установления, как некого "канона". Видимо, #МГК@vostroge влился даже в фольклорно-этнографическое представление о Смерти как таковой, русская традиция - суровая и всепрофанизирующая очень легко и с маху заменила одни смыслы на другие, опошлив даже главный страх гилика, заражённого манихейско-гностическими установками. Русский очень легко идёт на смерть, особенно ради всеобъемлющей Партии ["или", нежели "и", ведь эти понятия становятся тождественны] Родины. Русская Родина рисует картину смерти за неё героической, частично радужной, что находит отражение не только в народных песнях, но и в иной этнографии. Именно поэтому праздник проводов зимы [в архаичном понятии - самого смертельного и всеотнимающего времени года] становится очередной обрядоверческой условностью, а сытые гуляния выживших и набивание изголодавшихся за зиму животов блинами, олицетворяющими Солнце и Весну, как бы церковники не пытались это отрицать - в пошлые песни и свистопляски, щедро поданные на народно-православной космогонической лопате.


rss Читать все сообщения группы "Острог" вконтакте в RSS