Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2024-03-01 16:14:00.

Посмотреть все записи на стене

Острог
2024-03-01 16:14:00
И.Г. Яковенко ЦИКЛЫ ОБЛИЧЕНИЯ В РМ Речь пойдет о циклическом обличении поражений, совершенных предшествующей версией русской власти, которое носит кратковременный характер и, по завершении эпохи перехода, сменяется запретом на развернутое обсуждение названых тем. С 1900 года по настоящее время в России сменилось три политических системы. На смену самодержавию, или идеологически санкционированной деспотии, пришла большевистская идеократия, которую сменила, скажем так, парламентская демократия. На переломах происходили революции, на общество обрушивались социальные катастрофы. Менялось, казалось бы, все. Однако некоторая устойчивая закономерность процесса обновления, а затем стабилизации обновленного общества обнаруживается. Первый цикл обозначенной нами кампании разворачивается, начиная с эпохи Гражданской войны. Уже в ходе Гражданской идет война агитационных плакатов (наглядная агитация «белых» противостоит наглядной агитации «красных»). Большевицкая наглядная агитация костит ужасы царизма, пугая обывателя перспективой победы белогвардейцев и восстановления старых порядков. В этой кампании участвовали приличные художники – В.М. Дени, Д.С. Моор, М.М.Черемных. Здесь же надо упомянуть «Окна Роста» и Вл. Маяковского. С победой большевиков задача военно-политического преодоления «старого мира» реализована. Ставится следующая задача – идейного преодоления старого мира. Она разворачивается после завершения Гражданской войны и идет до середины 30-х годов. Это и риторика непременных митингов, и курсы ликвидации безграмотности, и школа, и советская периодика, и разнообразная научно- пропагандистская литература. Обозначенная нами кампания примечательна тем, что то была не просто критика царизма, анализ, исследование, хотя бы и пристрастное. Читатель этого пласта истории нашей культуры окунается в атмосферу вакханалии поругания. Вспоминается пафос христианских проповедников IV–VIII веков, в житии которых обязательно упоминается ниспровержение языческих кумиров. Классический пример литературы подобного рода: «Русская история в самом сжатом очерке» М.Н.Покровского (Четвертое посмертное издание. М. Партиздат, 1933). Это шестисотстраничный труд, богато насыщенный фактурой, но при этом являющий собой классический пример агитки. Объявленный в 20-е годы «главой марксистской исторической школы в СССР», Покровский и его школа в 1936 году обвиняется в «вульгарном марксизме», «антипатриотизме» и «очернительстве истории России». Школа Покровского была объявлена «базой вредителей, шпионов и террористов, ловко маскировавшихся при помощи его вредных антиленинских исторических концепций». Книги Покровского изымались из библиотек, а учебники по истории переписывались в соответствии с новой исторической концепцией. Покровскому не помог и восторженный отзыв В.Ленина, публиковавшийся на первых страницах упомянутой книги. К 1936 году время ниспровергателей кончилось. Начало второго цикла, описываемого нами феномена, восходит к концу эпохи Перестройки. С конца 80-х годов публицистика разворачивает панораму преступлений большевизма. После 1991 года этот процесс переходит на уровень статей в научных журналах, коллективных работ и монографий, учебных пособий и, наконец, учебников истории. Самым ярким и глубоким автором в ряду создателей учебников и учебных пособий (то есть нормативного образа нашего прошлого) можно назвать И.И.Долуцкого. Заметим, что в отличие от обличителей царизма лучшие работы данного направления представляют собой корректные исторические исследования. В них, безусловно, присутствует гражданская и политическая позиция автора, но не более того. Помимо обобщающих концептуально-исторических работ печатались и специальные исследования, например «Черная книга коммунизма», исследования Большого террора и т.д. На сей раз эпоха критики и ниспровержения длилась 12 лет. Приблизительно в 2003 году ситуация начинает меняться. На этот раз без громких кампаний и передовиц в центральных газетах, но последовательно и неуклонно. С учебника И.И.Долуцкого «Отечественная история. ХХ век» снимают гриф МинОбра, рекомендовавший книгу для преподавания в средней школе. Тематика репрессий в школе сужается до одного урока, учебники истории обогащаются формулировкой «эффективный менеджер» и т.д. В прессе поднимается вопрос о восстановлении на прежних местах памятников знаковым персонажам советской эпохи. Голодомор объявляют пропагандистской выдумкой украинских националистов. На первый план выходят фильмы, посвященные победам и одолениям советского народа. В середине десятых годов время ниспровергателей очевидным образом кончилось. Зафиксированный нами феномен можно объяснить политической и идеологической прагматикой. Но проблема глубже. В некотором надрациональном, мистическом смысле сакральная Власть вечна и неизменна. Просто время от времени то, что китайцы называют «мандат неба», переходит от одной идеологической династии к другой. На переходе и сразу же за переходом открывается этап идеологического преодоления ушедшей династии. В силу естественной инерции сознания традиционного человека часть населения воспринимает свергнутую династию как сакральную, а вчерашнюю реальность – как «правильную» и вожделенную. Отринутая власть демонизируется. Обличение ужасов, ошибок и поражений предшествующего режима естественно и необходимо на этапе переструктурирования общества и культуры. Этим занимаются как принципиальные враги «старого режима», так и прирожденные идеологи, природой своей ориентированные на обслуживание новой власти. Этап «очернения» и «огульной» критики синхронен с этапом стабилизации общества, приведения в порядок экономики, опривычивания новой реальности. Как только эти процессы завершаются, регенерируются две стержневые российские традиции: сакральная Власть и Империя. На новом этапе не переходная, зыбкая и неустойчивая, а обновленная сакральная (а значит вечная и неизменная) власть осознает любое «очернительство» несвоевременным и стратегически вредным. Образ и оценка предшествующей династии претерпевает примечательную метаморфозу: пафос ниспровергательства улетучивается. Из предмета многословных обличений ошибки и преступления предшествующего режима перемещаются в пространство набранных петитом примечаний. Невнятная скороговорка с ритуальными признаниями пороков и ошибок тонет в материалах, посвященных победам и одолениям «нашего» народа, предводимого «нашей» властью. Находится идеологическая формула, вписывающая предшествующую династию (при всех ошибках и недостатках) в целостность великой русской истории. Следует зафиксировать качественное различие правителей и идеологов переходной эпохи и эпохи стабильности. Деятели эпохи преодоления «проклятого прошлого» пребывают в пространстве истории. Для них история – процесс качественных изменений. Пусть эти изменения переживаются мифологически. Правители же, приходящие им на смену и восстанавливающие классическую модель социокультурного космоса, пребывают в вечности, где на фоне мельтешения зыбкого и изменчивого внешнего мира пребывает Власть совершенная и неизменная. #русология #русская_матрица #неизменность #антиисторичность #футурофобия


rss Читать все сообщения группы "Острог" вконтакте в RSS