Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2024-01-13 12:14:00.

Посмотреть все записи на стене

Острог
2024-01-13 12:14:00
ГАРРИ ПОТТЕР: ГНОСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Уже не первое десятилетие юные и взрослые люди увлеченно играют в Гарри Поттера: каноничное семикнижие Джоан Роулинг, фильмы, игры, косплей, целое море фанфиков. Причины такого успеха невозможно вывести из сюжета Поттерианы, хотя попыток такого рода предпринималось немало. В самом деле, те кубики, из которых Роулинг собрала сюжет, общеизвестны и уже тысячелетия используются в народных сказках: инициация в пубертатном возрасте, змееборство, магия защиты и переходные ритуалы. Ничего нового в книгах о Гарри Поттере не сказано, а значит, причина успеха не в них, а в запросе на магию как таковую. Ожидание магического ренессанса породило огромное количество культов, и тот из них, который использовал нейтральный и общепонятный дискурс детского фэнтези, добился наибольшей известности. Любопытно другое: почему магический ренессанс при таком мощном запросе всё же не происходит? Не означает ли это, что действующие культы, призванные ускорить его приход, на самом деле его отдаляют? Приглядимся к сюжету первого романа «Гарри Поттер и философский камень», который изначально создавался как отдельное произведение и обладает известной самостоятельностью в Поттериане. Здесь отчетливо противопоставлены два мира — волшебников и маглов, причем магловская реальность не просто тускла и скучна — она опасна, дискомфортна, почти непригодна для жизни, наполнена разбитыми, сломанными и вышедшими из строя вещами. Вот Гарри Поттер впервые попадает в комнату кузена Дадли, образцового магла: «Почти все в этой комнате было поломано. Подаренная Дадли всего месяц назад, но уже неработающая видеокамера лежала на маленьком заводном танке, пострадавшем от столкновения с соседской собакой, на которую его направил Дадли. В углу стоял первый телевизор Дадли, который тот разбил ударом ноги, когда отменили показ его любимой передачи. В другом углу стояла огромная клетка, в которой когда-то жил попугай и которого Дадли обменял на духовое ружье — а ружье лежало рядом, и дуло его было безнадежно погнуто, потому что Дадли как-то раз на него сел». В экранизации этой сцены нет. Голливуд вообще имеет немалый опыт вымарывания гностических смыслов. Вспомним хотя бы две экранизации «Оно» Стивена Кинга, где нет и намека на мрачную космологию романа, согласно которой наш мир выблеван гигантской черепахой, а люди — корм для космического хищника, время от времени навещающего эту блевотину. Завернутые в яркие и блестящие обертки поп-эстетики, гностические интенции, тем не менее, никуда не исчезают. Радикальный дуализм был основой Поттерианы, ею он и остался. В противовес миру маглов школа Хогвартс описана как царство изобилия: здесь можно объедаться любимыми блюдами, творить чудеса и честно конкурировать с другими волшебниками, тогда как среди маглов всё решает кулачное право. Безусловно, если выбирать между двумя вариантами, Хогвартс предпочтительней. Но в том и дело, что дуальный выбор — это не жизненная данность, а ментальная установка, которую Роулинг почувствовала, но не придумала. Это то самое манихео-гностическое мировоззрение, которое дает индивиду видимость простых бинарных моделей мира и тем самым вводит в роковое заблуждение. Есть большой соблазн представить Поттериану как эдакую гностическую аллегорию: маглы, обитатели профанного мира, — гилики, волшебники-полукровки — психики, а чистокровные маги — пневматики. Такие попытки уже предпринимались и всегда вели только к выхолащиванию смысла. Нет, Поттериана — это не тайнопись для избранных. Это именно детское фэнтези, но, работая над ним, Роулинг в поисках вдохновения черпала из того же источника мироотрицания, что и Валентин с Василидом. Манихео-гностичский комплекс намного древнее своего философского оформления и намного более распространен, его носителями являются и те, кто в жизни не слышал слов «манихей» или «гностик». Пить из этого источника, конечно, можно, только вода в нем отравлена. Невозможно преобразить мир, который считаешь скопищем отбросов. Из такого мира можно только убежать в какой-нибудь маня-мирок. Именно поэтому вместо магического реализма Поттериана распространяет эскапизм, отдаляя тем самым подлинный ренессанс традиции жрецов. Огромная культура косплея, разросшаяся вокруг этого сюжета, показывает истинные масштабы экспапистских тенденций. Но если бы дело было только в Гарри Поттере! Вспомним отца-основателя современного фэнтези Джона Толкиена, который в «Сильмариллионе» по сути постулировал факт смерти магии: «Они жаждали узреть вечный свет, и потому самые отважные и искусные моряки продолжали бороздить пустынные моря, с надеждой всматриваясь вдаль: не покажется ли над волнами вершина Менельтармы. Но поиски их тщетны. Изредка встречаются им берега незнакомых земель, но и там властвует Смерть. Те, кто идет все дальше, обходят вокруг Земли и возвращаются назад, усталые и разочарованные. Они говорят, что все дороги в мире отныне искривлены». Трупные пятна гнозиса проступают то тут, то там, отражаясь то в усталом малодушии, то в попытках бегства из «неправильного» мира. А масскульт заботливо пудрит и гримирует их, скармливая обывателю мертвечину. Поскольку потребность хоть в чем-то, имеющем отношение к магии, со временем всё возрастает, даже такая пища, за неимением более здоровой, находит спрос. Но это — путь в никуда. Нет смысла молиться на Роулинг, Толкиена, Кинга или Лавкрафта, теряя силы и время на гностические культы современности. Только личный опыт психосферной медиации даст верное направление. #Острог_мнение #МГК@vostroge #магический_ренессанс #эра_никчемности


rss Читать все сообщения группы "Острог" вконтакте в RSS