Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2024-01-12 12:14:00.

Посмотреть все записи на стене

Острог
2024-01-12 12:14:00
мнение #Острог_наука #лангольеры Про Джемаля. Он очень отчетливо чувствовал, что наука ничего не утверждает. Вообще. Наука сообщает, что по имеющимся данным Земля более или менее круглая, а человек в общем произошел от обезьяны, но если данные завтра изменятся, то по новым данным разведки окажется, что Земля это вообще не то, чем она до этого нам представлялась, а с человеком тем более не ясно. Поэтому к науке он никогда всерьез не относился, как к подчиненной и вторичной деятельности, неспособной ни к какому окончательному утверждению и знанию. А его волновало именно это – способность утверждать, устанавливать, принимать окончательные решения относительно себя и своего бытия, не до конца изъяснимая тайна власти одних над другими, след того, чего нет, задающий форму того, что есть. Этот интерес сближал его с правыми, делал поэтом и метафизиком. С другой стороны, #Джемаль чувствовал, что человек утверждает нечто, делает неизменным и случившимся, через труд. Если вы положили камень на камень или вырыли яму, этого уже не отменишь. Это не вербальная игра, а событие и участие. Это сближало его с левыми, марксистами и социалистами, поэтому он мог входить в руководство «Левого фронта» и делать комплименты Троцкому. Особенным, самым интересным случаем труда Джемаль считал войну, военные действия, но это отдельный большой разговор. Война это труд, отрицающий прежнюю реальность больше, чем любая другая форма трудовой деятельности. Часто Джемаля вообще подозревали в предпочтении небытия бытию. Но это конечно очень поверхностное суждение. Джемаль считал, что революционная #традиция_пророков равно отрицательна и по отношению к бытию и к небытию. Пророк говорит из некоей невозможной точки, из невероятного, но присутствующего зазора между нулем и единицей. Джемаль считал себя свидетелем того, что существование – не единственный способ присутствия. Это трудно вербализуемое знание, но всё же отчасти вербализуемое в настоящей поэзии, высокой философии и апофатическом богословии. С революционной традицией пророков конкурирует конформистская #традиция_жрецов. Жрецы смешивают бытие с небытием в разных пропорциях и так осуществляют власть над умами, контроль над нашим поведением. Им удается это, потому что они знают, что небытие это наиболее общий вид бытия, суть бытия, ничто это нечто в максимально широком смысле. Жрецы обслуживают существование. Пророки говорят из третьей точки, невозможной с точки зрения жрецов. Они диалектически выпрыгивают из клетки «ноль/единица», «есть/нет», «здесь/там» и свидетельствуют о том, что наша суть положена вне всего этого и требует от нас осуществления власти, войны, революции, трагического произвола, направленного против космоса и его наиболее общей формы, выраженной в бесконечной пустоте. Жрецы имеют дело с вечным возвращением, повторением, орнаментом, ритуалом, мифом. Пророки имеют дело с уникальностью, не воспроизводимостью события, восстанием, личностью, единственной точкой на белом листе. Алексей Цветков о Гейдаре Джемале. Комментарий Острога: это ошибка - желать окончательного и абсолютного знания. Перед нами #логоцентризм как он есть. Несмотря на все титанические попытки выйти за рамки языка и мышления смутными метафорами, логоцентрическое сознание философа, криптогностика и скрытого манихея, взламывающего традицию ислама путем экзистенциалистского подкопа под нее, взыскует окончательных истин, навеки запечатанных в янтаре Смысла. Но логоцентрическая установка ложна. Вся наша жизнь это бескрайний Путь знания. Как самопознания, так и познания бытия в целом. Нескончаемое приращение знания - вот в чем истинное предназначение брахмана, как бы он ни назывался в соответствии с эпохой. Здесь не важна конкретизация - жрец, философ или ученый - всё это маски, которые надевает на нас культура. Они ограничивают дух рамками текущей традиции. Но ограничение тоже важно. Человеку нужна опора и гравитация, что-то, от чего можно оттолкнуться и что-то, чего можно достичь, не повиснув безвольным кожаным мешком в невесомости. Некоторое время, по антропологическим меркам ничтожное, эстафету приращения знания держала наука. Всему в этом мире очерчен предел, и исчерпавшие себя подсистемы культуры уходят, освободив место для чего-то нового, содержащего необходимые элементы старого, переработанные новой культурной системой, встроенные в ее структуры подобно усвоенным клетками организма микроэлементам. Близящаяся смерть науки (и ее неизбежное посмертие, реликтовая жизнь после смерти, как у современной философии) означает, что активную роль в эстафете готовы взять на себя брахманические воплощения Новой естественности - психонавты и мистики. Их версия ТЖ на новом витке не подразумевает ни бесконечного повторения по чертежам архаических жрецов, ни стремления к чудесному преображению пророков путем "трагического произвола, направленного против космоса", в котором выражаются гностические, мироотречные интенции фанатиков. Синтез вертикали и круга дают восходящую спираль. Выход за рамки и вертикальный скачок сложности производится на исходе каждого цикла, в чем раскрывается движение эволюции. #Острог_метафизика #Острог_футур


rss Читать все сообщения группы "Острог" вконтакте в RSS