Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2023-02-08 16:14:00.
Посмотреть все записи на стене
Острог
2023-02-08 16:14:00
#Острог_идентичность #расовая_полемика #Острог_угрофинский #русология #Острог_антология, лето 2017
Набросок этно-истории центра современной России в 1 тыс.н.э. - начале 2 тыс.н.э. Это мое видение процессов этногенеза, видение не специалиста, а любителя. Поэтому буду рад комментариям специалистов, которые есть среди моих друзей. Спасибо.
Итак, по времени финская "Дьяковская" культура соседствовала с балтскими культурами раннего железного века [далее -р.ж.в.], например с "Днепро-Двинской". У нас с кривичами из "Твержи" было несколько краеведческих походов по городищам р.ж.в Тверской области. Так вот балты днепро-двинцы это прямые предки кривичей. И кстати почти вся их территория за исключением Великого Княжества Тверского вошла потом в Великое Княжество Литовское. То есть кривичи это "древнебеларуский" культурный ареал. В Тверской области еще совсем недавно был субэтнос "тудовляне" язык которых был ближе именно к беларуской мове. Про смолян я вообще молчу. А вятичи образовались на субстрате балтов-голяди. Голядь это "Мощинская" культура р.ж.в. Зоной культурного взаимодействия "мощинцев", "дьяковцев" и "днепро-двинцев" была зона Москворечья и истоков Волги (в нынешней Тверской области). В Рязанском и муромском Поочье с ними соседствует (в первой половине 1 тыс.н.э.) финская культура КРОМ [культура Рязано-Окских могильников], от нее далее на юг и юго-восток земли протомордвы - "городецкая" культура р.ж.в.
В середине 1 тыс.н.э. происходят некие события, которые в исторической науке называют "Великим переселением народов" в результате которых Дьяковская культура затухает, культура КРОМ на средней Оке исчезает. Это видимо время славянской экспансии в верховья Оки и начало этногенеза собственно вятичей. В верховьях Днепра и Двины возникает культура "Длинных курганов". Это культура летописных кривичей. Агентами и здесь, видимо, выступают некие славянские группы, пришедшие с запада и балтский субстрат. В калужской области я был на нескольких раннесредневековых городищах состоящих из двух частей разграниченных валами. По археологии одна "славянская" другая "голядская" и они сосуществовали параллельно. Был также на могильниках КДК в Тверской области которые соседствуют с ранними балтскими городищами. (Кстати многие балтские городища р.ж.в просуществовали до 14-15 веков в качестве пограничных укреплений В.К.Л.)
Почти синхронно с угасанием "Дьяковской" в Москваречье и исчезновением "КРОМ" в Рязанщине в треугольнике средней и нижней Оки и верхней Волги возникает собственно мерянская культура. По ряду признаков она наследует культуре "КРОМ" и "Дьяковской".
Видимо в ней субстратом являются "переславские", "ростовские", "суздальские" и "волжские" группировки "дьяковцев" и КРОМ суперстрат. (Для костромской мери это некие субстратные племена культурно близкие "ананьевцам" и тот же суперстрат "КРОМ".)
Часть окской группировки "КРОМ" видимо осталась на Оке, мигрировав под напором "вятичского импульса" в леса нынешней Рязанско-Владимирской Мещеры (летописная мещера) и на нижнюю Оку (летописная мурома).
Самые ранние слои Сарского городища (предшественника летописного Ростова) 7 век.
В 7 веке так же возникает мерянская Алабуга на Волге (предшественница летописного Плёса)
Примерно в то же время центр костромской мери Унорож (предшественник Галича Мерьского).
Ранние слои племенного центра муромы - Чаадаевского городища (Которое археологи считают летописным Муромом. Находится в 10 км от Мурома нынешнего) также относятся к 7 веку.
Интересно, что мурома были гипермилитаризованным племенем, как и меря. В отличие например от веси и костромской группировки мери. Это говорит о том, что на их границах находился фронтир с другими племенами. (вятичи-мурома, кривичи-меря-вятичи)
Хочу сказать пару слов о веси. Известно, что летописная весь, по совокупности своих признаков, это волжские финны, а не прибалтийские (как новгородская и псковская чудь). Т.е. весь в район Белоозера, Вологды, Череповца пришла. И пришла раньше мери (Да, была дорусская, мерянская колонизация севера, которая продолжилась во времена Ростово-Суздальского княжества. Видимо именно по этому племенной центр веси - Белоозеро всегда было Р-С-ким, а не Новгородским) Возможно, предков летописной веси в верхней Волги "сдвинул" процесс этногенеза мери. Вероятно, весь это часть верхневолжских "дьяковцев" мигрировавших на север. По крайней мере по языку и культуре весь была близка к мере.
Таким образом, 5-10 век время возникновения и развития летописных племен - вятичей, мери, кривичей, веси.
ЭТНИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ
Этнические границы летописных племен в своих центрах +- долгое время оставались стабильными. Об этом говорит археология.
Для вятичей это леса Калужской и Орловской областей, летописный Дедославль и Козельск, в земле вятичей балты-голядь по крайней мере по 15 века сохраняли свой язык.
Для мери это Волго-Клязьменское муждуречье, где количество "славянских" курганных могильников просто несопоставимо с общим количеством крупных по 10-15 га сел, т.е. финское население продолжало хоронить умерших сородичей в традиционных грунтовых
могильниках.
(Факт, что в X-XII веках гипотетически-славянское население, погребавшее своих мертвых в курганах составляет в Волго-Клязьминском междуречье подавляющее меньшинство, это - серьезный аргумент, подрывающий саму возможность "массовой славянской колонизации" в этот период. Что вполне убедительно: к примеру, массовое переселение англов и саксов в Британию за сто пятьдесят лет оставило на британской земле 50 000 однозначно германских захоронений в 1500 могильниках, четко отличающихся от кельтских памятников того же периода. Следы славян в Суздальской земле, как видим, совсем не так выразительны.)
На "мерянской" территории В.К.В-С - В.К.М по 16 век включительно находились множественные "мерьские" и "чудские" станы (единица административного деления)
Для кривичей это территория "Оковского леса" где и образовался позднее субэтнос "тудовлян".
Основными областями взаимной аккультурации племен были крупные городские центры (Муром, Рязань, Владимир, Тверь, Ярославль, Москва) и берега крупных рек (Москвы-реки, Волги, Клязьмы, Оки)
МИГРАЦИИ
В средневековье также происходили миграции населения.
В летописях зафиксирована миграция в пределы "Булгарского царства" части ростовской мери (от "русского крещения"). Это действительно отразилось в легендах и былях марийцев Поветлужья и Кировской области.
Была миграция Переславской мери в район Кашина и Калязина. (К слову, кашинские князья в В.К.Т. были "агентами влияния" Москвы, пока Кашинский удел тверским великим князем не был ликвидирован.)
Была миграция верхневолжских кривичей вниз по Волге, а новгородских словен вниз по течению реки Кострома (сейчас костромские археологи занимаются раскопками новгородского селища "Вежи" в устье реки Кострома.) Ярославский субэтнос "сицкари" потомки древних новгородцев. И т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О всех этих процессах мы, потомки мери, веси, вятичей, кривичей, знаем очень мало.
Потому, что история России это история великокняжеских и царских "домов", а не русского народа. История русского народа до сих пор не написана и мы только начинаем ее писать, делая робкие наброски...
Андрей Мерянин