Эта запись была опубликована на стене группы "Острог" 2014-09-16 12:20:25.

Посмотреть все записи на стене

Острог
2014-09-16 12:20:25
[...] Традиционной культуре (тем более конфессиональной) вообще представление о толерантности несвойственно (если не сказать чуждо). В конце концов, противопоставление свой — чужой является одной из базовых культурных оппозиций. В то же время культура способна вырабатывать механизмы, позволяющие мирно сосуществовать и взаимодействовать с проживающими рядом представителями иного этноса/религии. Другое дело, что эти механизмы в кризисных ситуациях начинают работать совершенно иначе, результатом чего становятся проявления ксенофобии. По мнению А. Фернхема и С. Бохнера, подробно исследовавших явление «культурного шока», иная культура лишает человека устойчивых бессознательных сценариев социального поведения и реагирования, увеличивая нагрузку на психику приезжего (мигранта) и заставляет его либо включаться в процесс принятия местных норм культуры, либо возвращаться домой, либо противостоять им в диаспоре. В исследованиях было обнаружено, что степень стрессогенности новой культурной среды для мигранта зависит от степени близости родной культуры среде нового проживания. Эта эмпирически установленная связь послужила основанием для выделения такой психологической характеристики восприятия другой культурной среды, как культурная дистанция . Необходимо подчеркнуть, что явления культурного шока и культурной дистанции двусторонни, т.е. относятся как к мигрантам, так и к представителям принимающего их общества. В используемой терминологии мы видим укоренившиеся в научном языке последствия влияния конструктивистского подхода к природе этноса. Вытеснение «этноса» «культурой» в таких терминах, как межкультурное взаимодействие, культурный шок, кросс-культурные исследования, культурная дистанция неслучайно. Сведение возникающих повсеместно межэтнических конфликтов в плоскость культуры удобно и устраивает многих по причине своей «безобидности». Вместе с тем выведение из фокуса научного внимания самого этноса, как носителя культуры, серьезно изменяет видение проблемы и путей ее решения. Разрешение конфликта в области культуры и разрешение межэтнического конфликта лежат в различных смысловых полях. Отсюда бесплодность попыток санировать возникшие на почве ксенофобии конфликты путем культурного просвещения и обмена (безусловно, необходимых, но не на стадии конфликта). "Ксенофобия в современном российском обществе", М., 2012


rss Читать все сообщения группы "Острог" вконтакте в RSS