Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2022-12-31 18:28:09.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2022-12-31 18:28:09
По согласованию с автором делимся новогодним текстом из Беларуси. Andrej Strocaŭ. ГОД ТОЛКИНА Год закончился, какой он был, нет нужды пересказывать. Непросто бывало от постоянной мысли, что год этот - прямое продолжение как минимум предыдущих двух. Его беды стали результатом ошибок и предательств, совершённых раньше. Но и его радости тоже были в том, что созревают плоды дел, которые мы не забросили и не оставили. Для меня одним из таких дел уже давно стало систематическое чтение Толкина. И в уходящем году оказалось, что это было не зря, не просто хобби и эскапизм. Хотя бы потому, что в понимании самого Толкина эскапизм - это не плохо, а очень даже необходимо. В этом году через разговор о мире Толкина получилось найти много светлых людей и вместе друг другу немного помочь, а такое немного - это на самом деле уже немало. Вообще, 2022 год в каком-то смысле можно назвать годом Толкина. Начался он с круглой даты - 130-летия со дня его рождения в далёкой Африке. Продолжился он очень тяжёлой актуализацией уже в близких странах. Толкиновские образы зла во весь рост стали совпадать с тем, что совершается в действительности. Метафоры из Средиземья устойчиво вошли в повседневную речь даже тех, кто никогда не читал о нём книги и не смотрел фильмы. Пусть часто это происходит грубо и манипулятивно, всё равно это говорит о глубокой правде мифа, который начал создавать Толкин. Люди, которые привыкли высмеивать мифологическое творчество и мышление за "инфантильность", оказались со всей своей экспертной премудростью совершенно беспомощны перед лицом реальности, не играющей по их "взрослым" правилам. На уровне же всей мировой культуры Толкин в этом году тоже был в центре внимания, благодаря сериалу "Кольца власти". О нём было и есть много споров, лично мне он в целом понравился и я жду продолжения. Но сами эти споры свидетельствуют о том, что даже такие древние и полузабытые времена как Вторая Эпоха оказываются очень важны для людей по всему миру здесь и сейчас, задевают их за живое. Там же, где помимо споров о вкусах получалось выйти на конструктивный уровень, разговор о "Кольцах власти" всегда превращался в разговор о Толкине как таковом и это было прекрасно. Отдельная благодарность профессору Кори Ольсену, который на протяжении всего года творил настоящее пиршество духа. У меня же получилось в этом году устроить две выставки моих иллюстраций к "Сильмариллиону" и поучаствовать в пяти больших разговорах о Толкине на ютубе. Спасибо всем, кто это предложил и организовал, а четырёмстам тысячам зрителей и слушателей тоже, конечно, большое спасибо! Напоследок хочу поделиться одним открытием. В этом году в американском университете Маркетт, где хранится большая часть рукописей Толкина, прошла выставка особо интересных его манускриптов. Фотографию одного из них хотел бы вам показать. Это страница рукописи "Властелина колец", главы о прощании с погибшим Боромиром. На ней, между строк, в обратном направлении от текста, вписаны рукой автора названия стран и городов. Как и многие, кто пишет от руки, Толкин делал разные почеркушки. Поскольку во время войны ему не хватало бумаги, эти doodles приходилось делать прямо рядом с основным текстом. Но то, что мы видим на этой странице - не просто почеркушки, чтобы размять руку и собрать мысли. Наоборот, слова написаны каллиграфическим почерком, который резко отличается от беглого письма в основном тексте. А где-то автор совершил особое усилие и написал их кириллицей, путая, впрочем, советскую, дореволюционную и украинскую орфографии. Так, рядом со словами о смерти Боромира, на странице есть ХАРКОВЪ, УАДИНГТОНЪ, РЖЕВЪ, КУЇБШЕВ, АУСТРАЛІЯ, а рядом - "Chinese bombers", "Japanese attack in Malaya", "Cairo: Ageila" и так далее. Толкин переписывал слова из военных новостей. По этим заметкам исследователи определяют, когда точно была написана та или иная глава. Когда люди возражают против аллегорического прочтения Толкина, то иногда впадают в другую крайность, будто тот занимался неким чистым искусством ради искусства, не обращая внимания на мир вокруг. Но он не только обращал внимание. Эти бережно выписанные слова - это по сути молитва обо всех, кому больно и темно, о бездомных и погибших. В само тело романа вписана между строк память и о Харькове с Австралией, и о Каире с Малайзией. Может быть, не так уж и случайно книги Толкина и сейчас отзываются людям по всему миру и иногда лечат их раны. Следующий год тоже будет годом Толкина. Это будет настоящий юбилей - пятьдесят лет со дня его освобождения из Кругов Мира. Многие уже готовятся - например, в Англии на днях выйдет посвящённая Толкину монетка с новым королём. Но главное - хочется, чтобы в 2023 году его миф продолжал быть актуальным, но на этот раз и в том, что касается светлых образов. Этого всем нам и желаю! Aurё Entuluva!


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS