Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2022-12-31 02:11:16.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2022-12-31 02:11:16
ПОСТУПЬ ВРЕМЁН Пожилая супружеская пара, на трудах которой основана большая часть заметок, пожелала мне, чтобы новый год стал менее богатым событиями, чем уходящий. Сам я, продолжая традицию, заложенную на рубеже 2021-го и 2022-го, обойдусь в новогодней заметке без пожеланий, планов и подведения итогов. Посвящу дело времени. Как в 1937 г. писал Толкин гораздо более известному на тот момент детскому писателю Артуру Рэнсому, древние англичане «склонялись к тому, чтобы сделать Адама отцом» эльфов, гномов, гоблинов, волшебников и других созданий (см. заметку «Нам подобные» https://vk.com/wall-213107152_723). Вместе с тем, такое их происхождение от Адама, через его сына Каина, как написал Толкин, «не было «подлинным сказанием», согласно истории эльфов». Вопрос соотношения истории эльфов с библейской историей Толкин решает следующим образом. Библейская история – подлинная: «Книга Бытия отделена от Падения невесть сколькими поколениями горьких изгнанников; но, бесспорно, на этой нашей злосчастной земле Эдем некогда существовал» (Письмо 095, 1945 г.; цитаты в переводе С. Лихачёвой). Однако история легендариума её дополняет. По-видимому, среди множества поколений горьких изнанников (в промежутке между Первым падением людей (грехопадением Адама и Евы) и созданием Пятикнижия Моисеева (Торы), включая Книгу Бытия) есть и те, о жизни которых библейская история не повествует, но о которых говорится в фиксируемых Толкином легендах. Профессор писал: «Люди <…> остаются на периферии – как пришедшие позже, и, хотя значимость их неуклонно растет, вовсе не они – главные герои. <…> Первое падение людей, в силу приведенных причин, нигде не фигурирует: когда люди появляются на сцене, все это осталось в далеком прошлом; существуют лишь слухи о том, что на какое-то время люди оказались под властью Врага и что некоторые из них раскаялись» (Письмо 131, вероятно, конец 1951 г.). Придерживался Толкин такого взгляда и позже: «Падение Людей – в прошлом и “за сценой”» (Письмо 297, 1967 г.). Оставляя «за сценой» описанные в Книге Бытия события, произошедшие на Земле, он избегал необходимости писать о них, частично дублируя, частично дополняя. При этом по хронологии развитого легендариума произошедшие тысячи лет назад события предшествовали не только Иисусу Христу, но и Закону Моисееву. Толкин писал: «подразумевается, что эта “история” имеет место в некий временной период реального Старого Света нашей планеты», однако «“Третья эпоха” – это мир не христианский» (Письмо 165, 1955 г.). Вероятно, схожими соображениями руководствовался создатель субтитров к интервью Толкина Би-би-си 1962 г., когда расшифровал слова профессора как: «Говорят, например, что в книге нет религии, и её нет по причинам частично эстетическим, частично обусловленным Торой, частично историей. Эта книга, «Властелин колец», появляется в конце долгой серии созданных мной повествований, в которых эта ситуация получила бы объяснение. Почему там не было, например, церквей, ритуалов и храмов, и так далее» («Беседа с творцом» https://vk.com/wall-213107152_628, оригинал видео с субтитрами: https://www.youtube.com/watch?v=bi8q1Eopk2U). Однако специалисты, обсудив этот фрагмент, единодушно пришли к выводу, что данная расшифровка («for reasons which are partly aestetic, partly of Torah, partly history. This book…») ошибочна, а верна проделанная ранее Дугласом Андерсоном: «for reasons partly aesthetic, partly authorial, and partly because this book» – «по причинам частично эстетическим, частично авторским, а частично потому, что эта книга <…>» (см. https://tolkienandfantasy.blogspot.com/2020/06/tolkien-media-tolkien-himself-on-film.html). В письме к Роне Бир 14 октября 1958 г. Толкин выражал надежду, что «для “литературной убедительности”, даже в глазах читателей, знакомых с фактами и предположениями касательно “доисторической эпохи”» достаточен «долгий, хотя и неопределенный временной разрыв между Падением Барад-дура и нашими Днями», добавив в примечании: «Я полагаю, разрыв составляет около 6000 лет; так что мы сейчас находимся в конце Пятой эпохи, если эпохи по длине примерно соответствовали В[торой] Э[похе] и Т[ретьей] Э[похе]. Однако я думаю, они ускорились; сдается мне, на самом деле сейчас заканчивается Шестая эпоха, или даже Седьмая» (перевод С. Лихачёвой). Вместе с тем, пересмотрев хронологию, два года спустя, он написал в тексте «Пробуждение квенди и положение Ингвэ / Финвэ / Эльвэ и т.д.» о появлении на свет квенди (эльфов; присутствующие далее аббревиатуры означают: «ГВ» (VY) – год валар; «ГС» (SY) – год Солнца, равный обычному календарному году у «атани», то есть людей): «Если они пробудились в 1050 ГВ, что дало бы 40 ГВ, или 5760 ГС, в которые Мелькор мог с ними взаимодействовать и совратить их, прежде чем его захватят. Атани пришли в Белерианд в 310 г. Бел[ерианда]. То есть в 22 году Солнца 1498-го ГВ. Следовательно, люди существовали 448 ГВ + 22 ГС: т.е. 64534 года Солнца, число которых, хотя, несомненно, недостаточно с научной точки зрения (поскольку это всего лишь – мы в 1960 г. находимся в 7-й Эпохе – 16000 лет назад: всего около 80000), вполне соответствует целям «Сильмариллиона» и т.д.». Редактор Карл Хостеттер уточняет, что заключённый в скобки авторский комментарий в последнем предложении представляет собой одновременную тексту заметку на полях. «Следовательно, если люди пришли в Белерианд в 310 г. Бел[ерианда], а Первая Эпоха завершилась примерно в 600 г. Бел[ерианда] (ср. т. XI, с. 346), то тогда этот приход произошёл за 290 + 3441 В[торой] Э[похи] + 3021 Т[ретьей] Э[похи] = 6752 года до конца Третьей Эпохи. Предполагая, что три дополнительных эпохи плюс 1960 лет 7-й Эпохи, как здесь указано, произошли примерно за 16000 предшествующих лет, это дало бы среднюю продолжительность эпох с 4-й по 6-ю в 16000-1960-6752=7288 : 3 = примерно 2430 лет». Присутствующий в оригинале термин «age» может переводиться не только как «эпоха», но и «век», «период». В приложении «Эпохи мира» Карл Хостеттер пишет: «Хотя многие знакомы с концепцией имеющих наименования Веков Мира, имеющейся в классической мифологии, т.е. Золотой век, Серебряный век и т.д., гораздо менее известно, что католическая церковь давно придерживается системы ПРОНУМЕРОВАННЫХ Веков Мира, достигающих как минимум Шестого Века. На протяжении жизни Толкина в возвещении о Рождестве Христовом как раз перед началом Рождественской всенощной службы прямо заявлялось, что Христос родился «в шестой век мира». Текст возвещения происходит от «Martyrologium Romanum» («Римского мартиролога»), принятого в римском обряде Католической церкви официального списка мучеников и святых, с сопутствующей календарной информацией. В частности, в нём говорится (добавлено выделение): <…> в сорок второй год правления Октавиана Августа, когда во всём мире был мир, В ШЕСТОЙ ВЕК МИРА Иисус Христос, вечный Бог и Сын вечного Отца, желая освятить мир Своим всемилостивейшим пришествием, будучи зачатым Святым Духом, по истечении девяти месяцев после Его зачатия, родился в Вифлееме Иудейском, став Человеком, порождённым Девой Марией». Вместе с тем, читатели «Природы Средиземья» отмечают, что согласно Августину Блаженному (от которого и пошло деление на шесть веков), с Рождества Христова начался шестой, а не седьмой, век, и упомянутый Толкином 1960 год – это год шестой, а не седьмой эпохи по Августину. Процитирую исходное сочинение «Об обучении оглашаемых» (переводчик неизвестен): «(1) Прошло пять периодов этого мира: первый – от начала человеческого рода, т. е. от Адама, первого человека, и до Ноя, построившего ковчег при потопе; второй – от него и до Авраама, который назван отцом всех племен, принявших за образец его веру; был он через свое плотское потомство и отцом будущего народа иудеев. До принятия христианской веры язычниками они были единственным народом среди всех народов по всей земле, которые чтили единого истинного Бога; из этого народа и пришел – по плоти – Спаситель Христос. (2) Эти основные моменты двух периодов особо выделены в древних книгах; основные моменты остальных трех показаны в Евангелии при упоминании происхождения – по плоти – Господа Иисуса Христа. Третий период – от Авраама до царя Давида; четвертый – от Давида до того пленения, когда народ Божий переселился в Вавилон; пятый – от этого переселения до пришествия Господа нашего Иисуса Христа. (3) С Его пришествия идет шестой период; духовная благодать, знакомая тогда только немногим патриархам и пророкам, явлена теперь всем народам <…>» Таким образом, даже если Толкин и заимствовал идею нумерованных эпох у Августина, их хронология в легендариуме не соответствует августинианской и, следовательно, является самостоятельной. #JRRT_интерпретации


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS