Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2022-09-12 19:27:15.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2022-09-12 19:27:15
ОТЕЦ И МАТЬ ХОББИТА В переработке «Хоббита» 1960 года об отце и матери главного героя говорится: «Бунго, который был отцом Бильбо, выстроил для неё самую удобную хоббитскую нору, которую можно найти в этой части Шира, всенепременно исключая обширное, с множеством туннелей, жилище Туков. Она предназначалась, конечно же, чтобы давать кров большому семейству. Но Бильбо стал их единственным сыном, и оба они умерли молодыми – по меркам хоббитов, – когда им было немного за восемьдесят». <Бильбо, отправившись в поход с гномами, не раз вспоминает поговорки, слышанные им от отца. «Третий раз за всё платит» – современная версия средневекового выражения «Третий раз доказывает лучше всего», включённого в поэму «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» (изданную под редакцией Толкина в 1925 и в 1930 гг.) «Пока есть жизнь, есть надежда» – крылатое выражение Цицерона (о болезни).> Из этих двух пословиц мы можем сделать некоторые выводы об ускользающем от нас Бунго, о котором очень мало сказано в легендариуме. Во-первых, он разделяет или любовь сына к подходящим цитатам, или его умение ковать крылатые выражения – сравните бильбовское «спасшись от гоблинов, попасться волкам» <…> Более того, эти его высказывания, которые помнит Бильбо, открывают «солнечную» точку зрения, это слова воодушевления, являющие полную противоположность мрачным фразам, которые любил повторять кузнец в «Фермере Джайлсе из Хэма». Во-вторых, он посмел ухаживать и жениться на Белладонне Тук, которая не только сама по себе «достопамятна», но также является «одной из трёх достопамятных дочерей» Старого Тука, который в «Хоббите» кажется всего лишь замечательной личностью, но, как мы узнаём из «Властелина колец», был в это время фактически правителем своей страны <…> пример выходца из устоявшегося верхнего среднего класса, вступающего в брак со старой знатью. Наконец, у Бунго был дар создавать приносящий удовлетворение комфорт (Бэг-Энд, который он спроектировал и построил – выдающаяся хоббитская нора, которую с алчностью желали родственники Бильбо и Фродо), и предусмотрительно планировать будущие удобства, заложив виноградники такого превосходного качества (Старые Винодельни), которые полностью созрели семьдесят лет спустя после его смерти. Очень жалко, что из колыбельной Бунго были записаны только первые два слова, так как это единственная наша возможность услышать, какие песни на ночь пел отец Бильбо своему сыну; исходя из жанра (колыбельная) и сохранившегося здесь маленького отрывка, я <Дж. Рейтлифф> предполагаю, что она напоминала припевы (например, «маленькие птички спят») из стихотворения Льюиса Кэрролла «Свиная история» в «Сильви и Бруно», которое цитирует Арри Лаудэм в «Записках Клуба "Мнение"» («История Средиземья», том IX, стр. 179 и X-XI). «– У меня острый взгляд, – произнёс Бильбо, – много времени прошло с тех пор как я нёс стражу. Давай петь песни, чтобы поднять настроение, – сказал Бильбо. – Пение – это занятие, от которого пить хочется, и потребуется кое-что покрепче воды. – Я тебе спою, – сказал Бильбо. И он начал петь тихим голосом бессмысленную песню, одну из тех, что пелись ему давным давно, когда мир был зелен, а он, маленький хоббит, лежал в маленькой кроватке в отцовской норе. – Птицы сейчас <…>» «Нам никогда не будет сказано, ни что такого «достопамятного» было в Белладонне и её сёстрах, ни почему Бладортин ссылается на неё как на «бедную Белладонну», в то же время мы мало знаем о Бунго, кроме нескольких его знаменитых поговорок (которые Бильбо обычно повторяет про себя в затруднительной ситуации) и факта, что внешне он выглядел и вёл себя совсем как Бильбо (который описывается как «второе издание своего отца» во внешности и в поведении). То, что с Белладонной в Первой Фазе <работы над текстом «Хоббита»> никогда не случалось никаких приключений, «КРОМЕ КАК стать женой Бунго Бэггинса», заставляет представить, что, как и его знаменитый сын, Бунго, возможно, также не был настолько «прозаичен», насколько казался; в опубликованном тексте «кроме как» заменено на «после», вызывая в воображении картины тоскливой респектабельной жизни. Другая фраза Первой Фазы, не появившаяся в законченной книге, – Беладонна «ЗАСТАВИЛА Бунго… выстроить самую роскошную хоббичью нору для неё (и отчасти на её деньги), роскошней которой не было ни Под Холмом, ни За Холмом, ни По Ту Сторону Реки, и жили они там до конца своих дней». Толкин ловко даёт характеристики, обходясь самым минимумом средств (настолько, что невнимательные читатели часто полностью их пропускают); следует заметить, что здесь одним-единственным словом неясный образ Белладонны Т. Бэггинс навсегда вырисовывается как первый в ряду неукротимых хоббитских матриархов, появившихся во «Властелине колец» и после него: бабушка Смеагола, Лобелия Б. Саквилль-Бэггинс, Дора Бэггинс и тираническая Лалия Великая. Семь лет спустя, пытаясь привязать все оборванные нити повествования от «Хоббита» к его продолжению, Толкин вернулся к вопросу «бедной Белладонны» и написал отрывок о том, как Бильбо «остался сиротой, едва достигнув сорока лет <то есть около 25 лет, по человеческому возрасту>, из-за безвременной гибели его отца и матери (при несчастном случае с лодкой)» («История Средиземья», том VI, стр. 25), судьбе, позже перенесённой на родителей Фродо, а не Бильбо». Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». «У хоббитов есть любопытная привычка при сочетании браком. Они годами держат (официально – всегда, а на самом деле – очень часто) в строжайшей тайне, на ком они собираются пожениться, даже если знают это. Затем они внезапно уходят и женятся, и удаляются, не оставив своего адреса, на неделю или две (или даже дольше). Когда Бильбо исчез, это первое, о чём подумали его соседи. «Он ушёл и женился. Итак, кем бы она могла быть? – никто больше не пропал, насколько нам известно». Даже спустя год они были бы меньше удивлены, если бы он вернулся с женой. Ещё долго некоторые полагали, что он скрывает свою супругу, и на какое-то время даже возникла легенда о бедной Миссис Бильбо, которая слишком безобразна, чтобы её показывать». История Средиземья. Том VI, стр. 16-17. #JRRT_черновики


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS