Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-11-05 11:17:24.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-11-05 11:17:24
ПЕРМСКИЙ НЕЖДАНЧИК Выставку в пермском краеведческом музее мне предложили провести больше года назад. Предложение это я счёл тогда весьма лестным: всё-таки крупнейшее и главное профильное региональное учреждение, я о таком уровне мог разве что мечтать. Однако после этого из-за нестабильности обстановки мне пришлось принять решение отложить её на неопределённый срок. После успешного проведения выставки в Минске я вернулся к этой идее – предполагая привязать пермскую к 50-летней годовщине со дня смерти Толкина в начале сентября. Но руководство музея нацелилось организовать её в начале ноября, так как мероприятия на первую половину осени уже были запланированы. Как и в Минске, выставка стала своеобразной точкой роста, на которую стали нанизываться другие «активности». В данном случае руководство музея пригласило лектором Виталия Мингалёва, археолога, историка, преподавателя пермского филиала «Высшей школы экономики», специалиста по фантастике, а в середине 1990-х – участника движения толкинистов. Музыкальное сопровождение обеспечило местное трио «Patchwork» (блокфлейты, гитара, перкуссия), игравшее кельтские мелодии и певшее ирландские песни. Визуальную же часть обогатил известный пермский карикатурист Дмитрий «Митя» Кононов, создавший несколько рисунков на толкиновскую тематику, которые сотрудники музея увеличили, распечатали и повесили в одном из залов (скрепив друг с другом золотистыми кольцами – что, как оказалось, выполняло не только техническую функцию, но и служило отсылкой к кольцам толкиновским). После выступления о себе и своём творчестве он же обеспечивал и интерактив для всех желающих, предлагая рисовать за символическую плату портреты-шаржи в образе народов Средиземья. Параллельно с этим проходили и мастер-классы ювелира Василисы Балюк по изготовлению серёг из пластика «Лориэнский лист» и флорариумов «Хоббитон» – «как дань уважения земледелию хоббитов» и «Симбельминэ» – «сакральных для жителей Рохана цветов». Таким образом, музей организовал у себя целый комплекс разносторонних акций, связанных единой тематикой и преднамеренно или случайно воспроизводящий структуру толкиновских конвентов и подобных им малых мероприятий. Подобного комплекса, да ещё и официально организационно оформленного, в Перми не было много лет, если вообще когда-либо было. «Баба-Яга против» – не просто присказка. В промежутке между выступлениями о выставке и о толкинистах, когда посетители разглядывали экспонаты, мимо витрин прошествовали две дамы. «Как Альвдис, только не хромая», – так мне охарактеризовали внешность одной из них. Пожилая, дородная, горбоносая, с чёрными крашеными бровями, и сама в чёрном, с крупными аляповатыми украшениями, с недовольным видом она задавала своей подруге риторические вопросы: «Кто такой ещё этот Толкин? Зачем он нужен? Что он для России сделал?» Удивительно, но при этом она почти дословно повторяла один из негативных комментариев к объявлению об этом ноябрьском мероприятии в ВК: «И что он сделал для России? По мотивам произведений Дж.Р.Р. Толкина) Зачем?» И хотя вопросы звучали не наивно-любопытно, а осуждающе (подразумевая ответы: никто, ни за чем, ничего), пожалуй, можно было бы и сказать, что это писатель – а полвека спустя после смерти с уверенностью заявить, что великий писатель. Ответ на второй вопрос, на мой взгляд, лучше всего дан им самим в эссе о волшебных сказках: «Исцеление, Бегство, Утешение». Третий вопрос также универсален: его можно задать и о древних хеттах, и о Моцарте, и о папуасах, и даже о тех, кто населял территорию будущей Перми до прихода славян (культура древних пермяков, кстати, вполне представлена в музее). В случае с Толкином, пожалуй, главным ответом будет то, что он написал книги, издававшиеся суммарно миллионными тиражами – причём, как правило, пиратскими – обогащая издателей РСФСР и РФ, а также, через прибыль государственных издательств и налоги – казну. Можно, пожалуй, вспомнить и то, что в Первую мировую войну, в которую Великобритания вступила на стороне России (и других связанных взаимными союзами государств), Толкин на последнем курсе значительную часть времени посвятил военной подготовке, а затем – вместо академической карьеры – пошёл в офицеры и оказался на фронте. Да и во Вторую мировую войну, помимо прочего, был организатором и руководителем кадетских курсов, обеспечивая поступление в войска союзных держав образованных офицеров ВМФ и ВВС. Говоря о читателях 1980-х–1990-х, можно было бы вспомнить и про исцеление, бегство, утешение – но боюсь, задающим подобные вопросы этот аспект недоступен: на фоне этатизма интересы и чаяния людей оказываются пренебрежимо незначимы. Прозвучала в социальной сети и иная критика: «Господи! Как же мы без подражательства англосаксам! Хроническое многовековое заболевание». Другой пользователь, отвечая на этот комментарий, похоже, высказал и свою претензию: «надо днем и День единства👍4 ноября». Если я правильно понял косноязычие второго комментатора, он имел в виду дату проведения мероприятия. Министерство культуры РФ, как сообщал региональный портал 59.ru (59 – это номер региона «Пермский край»), рекомендовало в этот день в 2023 году организовать «тематические экспозиции, показывающие единство народов и этносов России, а также общие исторические и культурные корни с Новороссией как с частью большой семьи». А тут вместо этого – «Средипермье»... Это смешное слово музей вынес в название всего мероприятия: «Нежданное путешествие в Средипермье». Объясняя этот гибрид «Средиземья» и «Перми», я указывал на то, что название они выбрали историческое: из песни слова не выкинешь, а именно так назывался начавший выходить более двух десятков лет назад «вестник» пермских толкинистов. Первый выпуск этого альманаха был доступен на выставке: оригиналом под застеклённой витриной и в виде увеличенной копии – в свободном доступе. Задумка музейщиков оказалась удачной: копия пользовалась большим спросом, посетители её охотно листали и читали. Мне было известно о трёх номерах (и то – неточно, память о таких вещах, находившихся на далёкой периферии моих интересов в тот период, может сильно подводить). На субботнем мероприятии прямо во время выступления прервали из зала, уточнив, что было десять номеров. Позже я нашёл эту участницу толкинистского движения – и даже предварительно договорился о получении электронных копий. Казалось бы, исчезнувшее навсегда издание возвращается из небытия. Любопытные подробности сообщил и Виталий Мингалёв. С хронологией у него в первой части выступления была беда, и большинство дат (а порой и связанных с ними подробностей) оказывались если не прямо ошибочны, то сомнительны. Однако воспроизводилось всё это по памяти – и рассказ содержал ценные личные наблюдения за движением пермских толкинистов 1990-х годов. В частности, правдоподобной кажется датировка начала этого движения в Перми 1993-м годом. Этот период мне был совершенно неизвестен, и я мог лишь предполагать, что первые толкинисты в Перми появились в 1990-е годы, экстраполируя общую ситуацию в стране. В ходе подготовки к выставке нашли неоднократное независимое подтверждение изложенные однажды в «Толкиновских чтениях» воспоминания Натальи Пирожковой о пермских толкинистах 2000-х. Да и карикатурист Дмитрий Кононов вспомнил, что однажды по заказу представителей этого сообщества нарисовал для них карту «пермского Средиземья» – участка местности недалеко от моста через Каму, отдельные детали которого приравнивались к местам в мире Толкина – так, река Кама была переименована в Андуин, а мрачный затхлый пешеходный туннель стал «Морией». Сама карта, если и сохранилась, находится у кого-нибудь из безвестных бывших толкинистов, но художник не исключает, что у него где-то могла остаться её фотография. Дмитрий Кононов оказался приятно удивлён проявленным к его работам интересом – теперь его искусство не в чести, и с заработком проблемы – а тут посетители, столпившись, расхватывали его открытки и календарики – вслед за мной догадавшись просить на них автографы художника. Не избаловано вниманием и трио музыкантов: дата и место следующего их выступления пока не определены (как выяснилось из ответа на мой вопрос, заданный им, когда они, упаковавшись, покидали служебно-административные помещения музея на самом верхнем этаже). Да и ювелир Василиса Балюк была в полном восторге от проявленного интереса: из записавшихся на мастер-класс не пришёл лишь один молодой человек, заранее сообщивший, извинившись, что заболел. Умелый лектор и прекрасный актёр (мне он запомнился ещё с осени 1996 г.), Виталий Мингалёв очаровал аудиторию так, что провожала она его бурными аплодисментами – которых позже удостоились и музыканты, выступавшие даже чуть больше запланированного часа. Сердечно благодарили и коллекционера толкинианы, и сотрудников музея, организовавших всё это действо. Участники вечера оставляют восторженные отзывы в соцсети. Всего на мероприятии побывало, навскидку, больше полусотни человек – и главным ограничивающим фактором была, пожалуй, теснота помещений, не приспособленных для такого наплыва желающих (и это при том, что в рамках «Ночи искусств» в Перми параллельно проходили мероприятия в десятке других мест – в том числе, последняя встреча с посетителями перед закрытием на неопределённый срок Пермской картинной галереи или, например, мастер-класс по разрисовыванию касок). «Нежданное путешествие в Средипермье» оказалось во всех смыслах успешным. #JRRT_мероприятия


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS