Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-10-30 14:12:56.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-10-30 14:12:56
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ. ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОЛКИНА ДЖОНА И ДОКТОРА ГРУМА В сентябре 2022 г. вышла книга Ника Грума, затрагивающая темы жизни и творчества Толкина. В названии издания, как заметили специалисты, была допущена опечатка: слово «Middle-earth» («Средиземье») было написано как «Middle-Earth». Впрочем, из коммерческих соображений продукт получил два разных заголовка. Первоначально он был издан в Великобритании в твёрдой обложке под названием «Толкин двадцать первого века: Что Средиземье значит для нас сегодня». Год спустя книга вышла в США и повторно (в мягкой обложке) – в Великобритании, уже как «Толкин в двадцать первом веке: значение Средиземья сегодня». Автор, Николас Майкл Грум, родился в 1966 г., после окончания школы в английском городе Бедфорд и Хертфорд-колледжа Оксфордского университета (1988, с отличием), в 1994 г. он защитил докторскую диссертацию по филологии, посвящённую составленному Томасом Перси сборнику «Памятники старинной английской поэзии» (1765), его контексту, представлению и влиянию. В том же году он стал лектором по английскому языку в университете Эксетера, в 2000 г. – старшим лектором по постсредневековой литературе в университете Бристоля, в 2003 г. – ридером по английской литературе в том же университете, в 2007 г. – профессором английской литературы в университете Эксетера, в настоящее время – профессор английской литературы в университете Макао (Китай). Грум – автор книг по широкому спектру тем и редактор ряда изданий классиков английской литературы. Согласно его биографии, исследования учёного «в основном фокусируются на трёх направлениях: культурное формирование и аутентичность, включая исследования атрибуции (труд по подделкам <...>); национальная идентичность (английскость и британскость, включая готику); и историческая популярная культура и фольклор (времена года и дни святых)». Основная его тематика – английская готическая литература XVIII в., в которой он признанный специалист – в кратких биографиях обязательно будет упомянуто его прозвище «Prof of Goth» (сокращение от «профессор готики»). Неудивительно, что в толкинистику он пришёл со статьёй «Толкин и готика» (2016), в которой рассматривал Толкина как продолжателя этой литературной традиции. По пятибалльной шкале рейтинг книги на «Амазоне» на основе 11 оценок – 4,6; на «Goodreads» на основе 9 оценок – 3,2; на «AbeBooks» – нечто среднее: 3,85. Читательница Келли 17 октября 2023 г. поставила книге «двойку», отметив: «Любопытные лакомые кусочки». Читатель Эдуардо 28 октября 2023 г. оказался менее лаконичен: У меня смешанные чувства по поводу этой книги. Начнём с такого: она наголову превосходит «Настоящее Средиземье» [книга профессора Брайана Бейтса о средневековой Европе «Настоящее Средиземье: Волшебство и тайны в Тёмные века», 2003]; и всё же это не настолько великая книга среди посвящённых Толкину. Идея её заключается в том, чтобы обсудить уместность Толкина в современности, и почему она приобрела столь долговременную привлекательность. В результате получилось... вот это? Базовая сводка о толкиновской биографии, хроника сочинения и публикации «Хоббита» и «Властелина колец», рассмотрение тем и идей, а затем разговор об адаптациях. А затем торопливое заключение о том, ПОЧЕМУ сейчас людям до сих пор нравятся эти истории, за которым в финале следует посредственный эпилог о «Кольцах власти» и том, почему автор считает, что сериал довольно хорош. У Грума есть множество идей о произведениях Толкина в диапазоне от проницательных до неожиданно бестолковых. С одной стороны, он заявляет, что «Властелин колец» не может «на самом деле» быть христианским произведением, потому что в нём нет явной религии, а персонажи иногда грешат, спустя какое-то количество страниц после того как указал, что причина для отсутствия явной религии заключается в том, что состояние мира в толкиновском Средиземье её не требует. Мне не кажется, что здесь есть нечто настолько тупое, как вопросы о «налоговой политике Арагорна» [по-видимому, критика задававшего подобные вопросы фантаста Джорджа Мартина – примечание переводчика], но это не значит, что всё хорошо. Кроме того, автор действительно увлечён «Кольцами власти», судя по последней главе. Которые я, признаюсь, не смотрел, хотя впечатление, которое у меня создалось по отзывам и пересказам, – то, что они, конечно, не настолько хороши как отражение труда Толкина, и не настолько детализированы, как полагает Грум. Он считает, что отзывы на «Rotten Tomatoes» доказывают, что сериал хорош, а для меня они никогда не были качественным показателем. Опять таки, он ещё, кажется, считает, что из несостоявшегося фильма Бурмана «Властелин колец» получилось бы отличное зрелище, тогда как по его пересказу сценария совершенно очевидно, что это наркоманский мусор. Как я и сказал, есть здесь и кое-какие полезные сведения, то есть как книга на толкиновскую тематику она не совсем никчёмна. Кроме того, содержится в ней и масса действительно дурацких наблюдений, и я не могу сказать, что её рекомендую, если только вы не желаете заполучить буквально все исследования до последнего, и вам она нужна для полноты собрания. Оценка – «так себе». Автор третьего из найденных мной отзывов, читатель Хамфри Клинкер, 21 сентября 2022 г. поставил книге высший балл: Как человек, прочитавший почти все опубликованные произведения Толкина, я не был уверен в том, что ожидать от этой книги, или станет ли она значимой. Мне не стоило опасаться. Это не монетизация нового сериала от «Амазон», это выдающийся толкиноведческий труд, доказывающий уместность Толкина в наш сегодняшний, подверженный экологическим проблемам век. Профессор Грум потрясающе хорошо информирован, не только о книгах, но и о всей развивавшейся годами культурной индустрии (радио, ТВ, кино, видеоигры). Самопровозглашённые эксперты по Толкину, подозреваю, будут читать это, разинув рот. Грум читал про Толкина и размышлял о нём сорок лет, как сообщает нам биография на суперобложке, и я могу в это поверить. Обязательно к прочтению каждому, испытывающему хоть какой интерес к Толкину, его миру, контексту и последствиям выхода его книг и, самое важное, ценности рассказанной им истории. Рецензия Артура Хойла в «Нью-Йорк джорнал оф букс» озаглавлена «Можем ли мы вернуть наше очарование миром природы, прежде чем он обернётся против нас?» Она начинается с объяснения, что в книге «профессор Ник Грум проводит нас через запутанный ландшафт Средиземья, и раскладывает для читателя его обитателей, от которых голова кругом идёт: изменчивых, меняющих имена хоббитов, гномов, эльфов, троллей, орков и, иногда, людей, по полочкам соответствующих историй, накладывающихся друг на друга и тщательно перепутанных. Цель его при кропотливом составлении подробной схемы сложного фантастического мира Толкина – разъяснить значение Средиземья для нас, ныне живущих, как и обещает подзаголовок книги. Обещание выполняется, но лишь после долгого утомительного путешествия по истокам, развитию и сочинению толкиновских текстов и их многочисленных адаптаций для радио, кино, телевидения и видеогр. Сравнения персонажей, сеттингов и сюжетных линий на всех этих разнообразных площадках формируют основной массив комментария Грума, представляя чтение почти такое же непреодолимое, как телефонный справочник. Тогда как специалисты-учёные и фанатичные приверженцы толкиновского творчества, вероятно, будут заворожены эрудицией и потрясающей дотошностью Грума, обычный читатель, незнакомый или с толкиновскими текстами, или с их многочисленными адаптациями, особенно с фильмами Питера Джексона «Хоббит» и «Властелин колец», будет пробиваться к финишной черте с боем. Толкин был непростым, высокообразованным человеком, жившим в бурные времена XX века – две мировые войны, Великая депрессия и распространение индустриализации и безудержного консьюмеризма, опустошившие природный мир. Его художественные произведения можно прочесть как бегство из этой реальности в утраченный мир волшебства, где, тем не менее, фобии и слабости человеческой цивилизации повторяются и проявляются весьма отчётливо. Привлекательность этого воображаемого мира заключается в том, что и бегство, и зеркало можно оценить по огромному культурному охвату Средиземья и его обитателей в СМИ. Не подлежит сомнению, что шедевр Толкина представляет феномен, который породил и превзошёл орду подражателей, в том числе франшизу «Звёздные войны», «Подземелья и драконы» и бессчётное количество иных фантастических продуктов. <…>» Продолжение следует. #JRRT_интерпретации


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS