Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-05-05 05:48:54.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-05-05 05:48:54
Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Рейтлифф. История «Хоббита». 2011. Фрагмент 22. Комментарии Анны «Hellga» даны в скобках с указанием инициала А. ГОБЛИНЫ (стр. 137-143) Следуя заложенной в предыдущих главах схеме, в этой главе опять появляется новая раса: гоблины. Подобно эльфам и гномам, гоблины уже существовали в работах Толкина задолго до Хоббита. Даже если мы проигнориуем то, как разномастные существа были все вместе названы «гоблинами» в стихотворении «Шаги Гоблинов» (опубликованном в 1915 году), гоблины играют заметную роль во всех материалах раннего Сильмариллиона, в особенности в «Истории Тинувиэль», «Турамбаре и Фоалоке», и «Падении Гондолина» (все они были написаны в 1916-20 годах). Гоблины сражались бок о бок с балрогами и драконами во время разрушения Гондолина, а гоблины-наемники помогли гномам разграбить пещеры Тинвелинта в Артаноре (предшественники Менегрота, Тысячи Пещер Тингола в Дориате). Термины «гоблин» и «орк» использовались более или менее взаимозаменяемо напротяжении этих ранних материалов – так, в «Падении Гондолина» мы слышим о «гоблинах Мелько, холмовых орках», «орках, которые суть гоблины на службе Мелько», и «бесчисленные орды орков, гоблинов ненависти», тогда как в «Турамбаре и Фоалоке» Белег выслеживает «банду орков...банду гоблинов Мелько». Можно счесть «орк» более узким термином, чем «гоблин», но чаще всего слово «гоблин» заменяет более часто используемое «орк» просто разнообразия ради, особенно в аллитерационной поэзии. В целом, тексты предполагают что Толкин предпочитал «орк» для работ прямо проистекающих из традиций Сильмариллиона, и пользовался словом «гоблин» в более легкомысленных произведениях, таких как «Письма Рождественского Деда» и «Хоббит». Также известные как Гламхот (ненавистный народ или ненавидящий народ (- А вот тут Рэтлифф ошибся - корень glam- означает шум, а не ненависть (del(u)-) - A.), гоблины, судя по всему, относятся к Уванимор, монстрам, которых Мелько «разводил в земле», категории, в которую так же входили «монстры, гиганты, и огры» - а так же, в ранних текстах, и гномы. В ранних версиях мифологии, их сотворил Мелько – согласно эльфу-рассказчику «Падения Гондолина», «вся эта раса была выведена Мелько из подземной слизи и жара». <…> Обратим внимание, что тролли от солнечного света «возвращаются в камень, из которого были сделаны. Так же Древобород утверждает что энты сделаны из костей земли, т.е. камня (что противоречит версии Сильмариллиона, где энты – это деревья, в которые вселились души), а в Сильмариллионе говорится что эльфы верили что гномы после смерти «возвращаются в землю и в камень, из которого они были сделаны.» (Эта точка зрения явно из более старых версий сказаний – ведь если бы они возвращались в камень, сожжение мертвых после битвы в долине Азанулбизар было бы невозможным... да и сама версия с гномами которые сами завелись в земле – из Утраченных Сказаний, где гномы были совсем другие. – А.) Таким образом, даже если Мелькор сформировал первых гоблинов из «подземной слизи и жара», это бы не помешало им быть разумными. В Старом Завете говорится, что Бог создал Адама из пыли... Позже Толкин стал придерживатся августинских взглядов – зло не может творить, только извращать – и поэтому орки должны были быть одним из «свободных народов», которых изменили и извратили, вполне вероятно эльфами (поскольку они появились в повествовании еще до пробуждения людей). Оба подхода отражены на страницах «Властелина Колец», где один персонаж утверждает что «Тролли – это только подделки, сделанные Урагом в Великой Тьме, как издевка над энтами, как орки – издевка над эльфами», а другой, что «Тень которая вывела их может лишь извращать, но не может творить ничего нового и собственного.» (Вообще-то в Письме №153, написанном почти сразу после публикации ВК, в 1954 году (т.е. не то чтобы много лет спустя, а отражая его тогдашние мысли) Толкин очень хорошо объясняет что во-первых, Фангорн – это персонаж, который знает далеко не все, а во-вторых, он не говорит «сотворил», он говорит «сделал». – А.) Позднее Толкин пытался разрешить эту проблему и определиться с происхождением орков (серия очерков в Кольце Моргота, датированных приблизительно 1959-60 и 1969 годами). Он рассматривал следующие возможности: А) орки – это животные, не имеющие души. Их речь ближе к речи попугаев, а то немногое сознание, которым они обладают – это часть души Моргота, вложенной в его создания. Вспомним, что Илуватар сказал Ауле, когда тот создал гномов – что они могут двигаться только пока он думает об этом. Когда в развязке Властелина Колец Саурон изгнан, то «твари Саурона, орки, тролли, и животные чей разум был порабощен, побежали туда и сюда, потеряв разум; некоторые убивали себя, или бросались в пропасти, или с воплями бежали прочь чтобы спрятаться в норах и темных местах где нет надежды.» Б) первые орки были слабейшими из совращенных Морготом духов, подобно тому как Балроги были из числа сильнейших. После воплощения они смогли размножаться (подобно тому как Мелиан родила Лютиэн и Моргот раздумывал над возможностью сделать Лютиэн своей женой или наложницей) и само это действие привязало бы их к принятому ими обличью, их потомки становились бы слабее и слабее, в конце концов, вероятно, превращаясь во всего лишь полтергейстов. В) орки – это эльфы, отловленные Морготом у Куйвиэнен и искаженные. Эта точка зрения вошла в опубликованный Сильмариллион. (Это очень сокращенное изложение, на самом деле теорий больше, и они разнообразнее. Вообще очень хорошая серия очерков, которые обязательны для прочтения всеми, кто интересуется орками – только читать их нужно осторожно, не смешивая между собой отрывки из разных эссе, поскольку они отражают принципиально разные подходы. – А.) Более того, позднее среди орков стало немало и человеческой крови. В эссе о друэдайн, диких лесных людях, авторская пометка говорит что «Без сомнений, Моргот, поскольку он не может создать ничего живого, вывел орков из разных видов людей», и обсуждал возможность отдаленного родства между орками и лесными людьми, упоминая что «орки и други видели друг в друге ренегатов» (Неоконченные Сказания). Г) Наконец, некоторые вожди орков, Великие Орки, были Майар которые взяли обличье орков (в пометке к этому очерку Толкин предложил имя «Больдог» для этих орков-Майар; по этой теории Верховный Гоблин Мглистых Гор, Азог и Больг были либо такими Майар либо их потомками), но большая часть орков были смертны и жили мало по меркам эльфов и даже нуменорцев, поскольку были выведены (Сауроном, не Морготом – идея принадлежала Морготу, но ее воплощение – Саурону, которому «лучше удавалось добиваться успеха в делах, задуманных Мелькором, чем его хозяину, который не мог или не хотел их доводить до конца в яростной спешке своей злобы) из людей. По этой теории орки обладали свободой мысли и даже, теоретически, могли бы раскаяться, но их легко контролировали Моргот и Саурон издалека, поскольку они были выведены специально чтобы позволить подобный контроль. Каково бы ни было их происхождение, гоблины Мглистых Гор выглядят способными свободно мыслить и действовать не меньше, чем любая другая раса в книге, будь то гномы, эльфы, люди или хоббиты. Не похоже чтобы между гоблинами Мглистых Гор и Некромантом, укрывающимся в Лихолесье, существовала какая-либо связь. Некроманту Тху в Дэ о Лейтиан служили стали волков и орочьи патрули, но нет ни малейшего намека на то, что Верховный Гоблин подчиняется Некроманту в нашей истории, или находится под его влиянием. Наоборот, так же как гномы выходят на первый план в этой книге, так и гоблины впервые представлены чем-то большим чем просто пушечное мясо. У них есть своя культура (пусть и злобная) и циливизация, есть и свои стихи, и торговля, и похоже, преуспевающая производство на основе рабского труда (идея использования рабского труда Морготом и его слугами встречается уже в Утраченных Сказаниях, где орки захватывают Берена потому что думают, что Моргот может найти ему применение в шахтах или кузнях, хотя в результате он становится кухонным рабом Тевильдо, а в истории Турамбара и Фоалоке Флиндинг является живым примером эффекта подобного рабства), четкая иерархия во главе с Верховным Гоблином,и ксенофобия. Вообще, они очень сильно похожи на гоблинов одного из предшественников Толкина. Вплоть до этого момента, Толкин был своим собственным главным источником – не похоже чтобы такие знаменитые некогда произведения как «Рынок Гоблинов» Кристины Россетти или «Сиротка Энни» Джеймса Уиткомба оказали на него сколько-нибудь заметное влияние. А тут он напрямую заимствует у популярного среди его поколения автора Джорджа Макдональда. Толкин сам в этом открыто признался в письме 1938 года – что его основные источники были волшебные сказки, хотя как правило не Викторианской Эпохи – исключением из этого правила является Джордж Макдональд. Позже, в лекции «О Волшебных Сказках» он упомянул так же что «Джордж Макдональд, с его смесью германских и шотландских мотивов (которые делают его особенно для меня привлекательным) показал то, что для меня всегда будет классическими гоблинами. По этим стандартам я сужу всех гоблинов, старых и новых.» И позже в других письмах он упоминал гоблинов Макдональда, сравнивая его гоблинов со своими. Его хорошее отношение к Макдональду продолжалось вплоть до 1964 года, когда он перечитал его, вероятно впервые за тридцать лет, и ужаснулся. В результате, он написал «анти-Джордж Макдональдовый трактат», более широко известный как «Кузнец из Большого Вуттона». Гоблины Макдональда, подобно толкиновским, уродливы, хитры, злобны, и весьма технически подкованы. Они обожают подстерегать запоздалых путешественников или одиноких шахтеров. Время от времени они планируют войны и прочие безобразия против людей живущих поблизости, в чем им помогают безобразные существа, называемые «кобы» - возможно это послужило вдохновением для союза между гоблинами и варгами в Хоббите. Более того, гоблины Мадональда способны иметь детей с людьми, хотя единственный плод такого союза которого он описывает куда больше похож на своего отца-гоблина чем чем мать-человека – возможно, это предвосхищает полуорков Сарумана. Они очень не любят солнечный свет, наиболее активны ночью,и живут в пещерах и тоннелях, как гоблины в Мглистых Горах. Но все-таки Толкин весьма избирательно подходил к тому, что он заимствовал, следя чтобы все заимствования были на пользу его собственной истории. Например, его Верховный Гоблин не похож на короля гоблинов из Макдональда, и у него нет никого напоминающего неукротимую королеву гоблинов, которая у Макдональда наступает врагам на ноги своими тяжелыми каменными туфлями. У Макдональда гоблины были изначально людьми, которые ушли под землю, спасаясь от гонений, и теперь предпочитают жить подземлей, но по прежнему лелеют обиды на короля который их преследовал и его потомков. У Толкина все гоблины были безымянными в рукописи, и когда в самом конце он дал имена Азогу и Больгу, это были имена на его придуманных языках, тогда как Макдональд дал своим гоблинам смешные англоязычные имена. Так же Толкин считал что забавные сценки из жизни гоблинов, появляющиеся у Макдональда, не увяжутся с угрожающей ситуацией, складывающейся в Хоббите. Так же у гоблинов Макдональда мягкие, уязвимые ноги, во что Толкин «никогда не верил». Гоблины Толкина, судя по всему, спокойно ходят босиком, подобно хоббитам, и надевают обувь только когда это необходимо (например, чтобы не шлепать громко, преследуя врага, как в Хоббите). Самое заметное различие – у Макдональда гоблины бояться пения, Они сами не могут ни петь, ни сочинять, и лучший способ их отогнать – это начать молоть какую-нибудь рифмованную чепуху. Гоблины Мглистых гор же, напротив, не только не боятся стихов, но и сами их охотно поют, подобно опереточным злодеям Гилберта и Салливана. Если песня гоблинов из этой главы, с ее аллитерацией и рифмой, могла быть широко известна среди гоблинов, то песня которую они поют в следующей главе – «пятнадцать птах» - явно была сочинена на месте экспромтом, так хорошо она вяжется с ситуацией. В чем не понятно, схожи ли гоблины Толкина и Макдональда – так это в продолжительности жизни. Гоблины Макдональда живут очень долго – папа-гоблин снисходительно выговаривает сыну «да тебе ж только-только пятьдесят в прошлом месяце исполнилось». Непонятно, сколько живут гоблины у Толкина. Когда они видят меч, взятый в пещере троллей, они моментально реагируют – визжат, топают ногами, скрипят зубами: они сразу же их опознают. Трудно понять, как бы это могло быть, если бы большая часть гоблинов, присутствующих при этом, не участвовала во взятии Гондолина. (А может, они просто все реагируют на эльфийскость этих мечей <…> – А.) Но это нельзя принять как доказательство долгой жизни гоблинов, потому что, как уже обсуждалось ранее, непонятно, когда происходят события Хоббита – много веков спустя или же в том же веке что падение Гондолина. Возможно, меч вошел в легенды, включая его детальное описание, хотя это кажется маловероятным. В любом случае, Толкин не поменял деталей этой сцены, даже когда он четко определился, что между Первой Эпохой и временем Мистера Бэггинса прошло много веков. Толкин ни разу не рисовал гоблинов для Хоббита, но он рисовал гоблинов в нескольких Письмах Рождественского Деда (1932, 1933 и 1935 годы). Впервые эти препятствия на пути своевременной доставки подарков появляются в письмах в 1932 году, примерно в то же самое время, когда Толкин писал последние главы Хоббита. Рождественский Дед описывает их так: «Для нас гоблины – примерно как для вас крысы, только хуже, потому что они очень смекалистые, и лучше, потому что у наших краях их очень мало. Мы думали что их уже вообще не осталось. Много лет назад у нас с ними было множество проблем, кажется, в 1453 году, но нам помогли Номы, их главнейшие враги, и изгнали их». (То, что Толкин упомянул точный год, вполне соответствует его комическому стилю – «ровно за сто лет до прошлого вторника» - но непонятно, почему он выбрал именно 1453 год, ознаменованный в Европе двумя значительными событиями – окончанием Столетней Войны и Падением Константинополя. Оба играют важную роль в переходе от «Средневековья» к «новому времени», и исчезновение нелюди, например, гоблинов, вполне могло бы быть признаком этого перехода – но это лишь спекуляция.) Поначалу Толкин рисовал их ввиде маленьких черных фигурок с остроконечными головами и большими бледными глазами, склонных прятаться и выглядывать из-за углов. В более поздних письмах их глаза немного меньше, зато у них прорисованы рты и носы, и сами они куда более активны – они воюют с эльфами, их давит или подкидывает к небесам Северный Полярный Медведь, и т.п.). Так же, у них появляются два больших уха вместо остроконечной формы головы, а в письме 1935 года еще и хвосты, да и лица их напоминают собачьи морды. Их размер во всех письмах остается примерно одинаковым – такой же как у номов (эльфов), примерно в половину роста Рождественского Деда. Подобно гоблинам в Хоббите, эти гоблины отлично умеют рыть тоннели и строить шахты, могут надолго затаиваться а потом внезапно высыпать наружу огромными ордами чтобы грабить и разорять округу. Один из их излюбленных приемов – рыть секретные тоннели, через которые потом можно уходить в налеты или устраивать засады, подобно тому как поступали гоблины в Мглистых Горах. Они так же как те состоят в союзе с летучими мышами и ранее в бой выезжадиверхом на тварях, называющихся «дразилы» (drasils, которых описывают примерно как карликовые лошади, похожие на такс), пока те не вымерли – это аналог как кобов МакДОнальда, так и варгов, с которыми нам вскоре предстоит познакомиться (хотя в Хоббите нет наездников на летучих мышах, каковые фигурировали в Письмах Рождественского Деда). Наконец, гоблины ШУМНЫЕ – если они не подкрадываются с кому-то, то они устраивают ужасный гвалт. (Не зря ж их на синдарине называли гламхот – орущая орда - А.) Как замечает Рождественский Дед, «гоблины просто не могут не верещать и не бить в барабаны, когда они собираются на бой» - характеристика, которая так же подходит и их кузенам из Мглистых Гор. Остается только заметить, что одна из основных черт Толкиновских народов еще не проработана – гоблины в Хоббите еще не имеют собственного языка, а говорят на том же, на каком общаются Бильбо и гномы. В Хоббите это так и не и


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS