Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-04-30 08:53:00.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-04-30 08:53:00
ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАНОРАМА В 1987 г. в Москве вышла книга «Английская литература. 1945–1980 гг.». Издательство «Наука» выпустило её крошечным по тем временам тиражом: 3300 экземпляров. Это академическое издание, подготовленное Институтом мировой литературы им. А.М. Горького (ответственный редактор А.П. Саруханян) в рамках серии, посвящённой литературам разных стран. Как сказано в аннотации, «Книга посвящена изучению литературного процесса в Великобритании после второй мировой войны и является продолжением изданной ранее «Истории английской литературы» (в 3-х томах). Главное внимание авторы уделяют реалистической литературе, эволюция которой показана в контексте общественно-политической и культурной жизни. Общие проблемы развития прозы, драмы и поэзии раскрываются в обзорных главах. Они дополняются главами монографическими, выделяющими особенности творчества наиболее крупных писателей (среди них И. Во, Ч.П. Сноу, Г. Грин, А. Мердок, Дж. Фаулз и другие). <…> Исследование адресовано как специалистам в области английской литературы, так и широкому кругу читателей». Книга была сдана в набор 26.08.86, подписана к печати 28.11.86. «Библиография включает издания на русском и английском языках, вышедшие по 1985 г. включительно». Таким образом, можно сделать вывод, что книга готовилась и изданию в 1985-м – начале 1986 г., на самой заре Перестройки, ещё до «нового мышления», и отражает академический взгляд на Толкина в тот самый период, когда он был якобы «запрещён». Для сравнения, на прилагаемых изображениях (объём заметки не позволяет включить это в текстовом виде) приведены фрагменты, характеризующие деятельность писателей, творчество которых по идейной направленности можно охарактеризовать как «антисоветское», прежде всего, Джорджа Оруэлла, а также создателей политических детективов и боевиков. Из авторов, пишущих в жанре классического детектива, разобрано лишь творчество Агаты Кристи, а из научных фантастов – Артура Кларка. Творчество Толкина разбирается в контексте писателей исторического направления – и это, по нынешним меркам, нестандартный ход. Рассматривается оно довольно объективно, однако отмечаются лишь сильные (но не слабые) стороны писателя, отсутствует и политическая оценка, так что в целом о Толкине создаётся положительное впечатление, как о крупном авторе, поднимающем философско-этическую проблематику. «В повествовательных жанрах наиболее устойчивое место заняла социально-психологическая и нравописательная проза – самая традиционная для литературы Великобритании, но и самая шибкая, способная к обновлению, «чувствительная» к новому, характерному для второй половины XX в. Верность социально-психологической традиции сохраняется в сатирических гротесках И. Во, Э. Уилсона, М. Спарк, в философской аллегории, представленной творчеством У. Голдинга или сказочной философией Дж.Р.Р. Толкиена, – явлениями крайне редкими для английской литературы» (с. 39). «Большая романная форма стала характерной приметой литературы Англии начиная с 40-х годов. Дилогии, трилогии, тетралогии, многотомные романы-циклы один за другим начали создавать Джойс Кэри, Л.П. Хартли, Памела Хэнсфорд Джонсон, Ивлин Во, Дорис Лессинг, Джек Линдсей, Дж.Р.Р. Толкиен, Лоренс Даррелл» (с. 40). «В перспективе же времени творчество таких прозаиков, как Л.П. Хартли, Дж.Р.Р. Толкиен, Дж. Кэри, а также Э. Боуэн, А. Комптон-Бернет и ряда других, оказалось не менее существенным для понимания современного литературного процесса в Англии, чем творчество, например, К. Эмиса или А. Силлитоу, в 50–60-е годы гораздо более широко обсуждавшееся» (с. 41). «Устойчивость обращения к прошлому как характерное явление раннего периода послевоенной английской литературы подтверждается созданием сказочной эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена с её негативным отношением к современности, в которой технический прогресс нарушил природное равновесие, с ностальгией по утраченной целостности мира и с философско-этической проблематикой, вызванной жестоким уроком, преподанным второй мировой войной. Оксфордский профессор-медиевист Джон Рональд Руэл Толкиен (1892—1973) начал писать еще до войны. Свою первую сказку – «Хоббит, или туда и обратно» (1937) Толкиен предназначал детям. Ее герой хоббит Бильбо, человечек с ногами, покрытыми шерстью, с которым никогда ничего не случалось, неожиданно для самого себя оказывается участником необыкновенных приключений, помогая гномам вернуть принадлежавшие им сокровища, охранявшиеся драконом. Увлекательная история рассказана с мягким юмором, адресованным прежде всего заглавному персонажу. В нем подмечены многие черты «среднего англичанина», превыше всего ценящего благоустроенный разме-ренный образ жизни, однако сохраняющего некую чудинку – она и толкает Бильбо порой на самые непредвиденные поступки. Подзаголовок «Туда и обратно» подчеркивал неожиданность и одновременно сравнительную кратковременность эпизода в жизни Бильбо, которая, как следует из эпилога, в дальнейшем потечет еще спокойнее, поскольку за свои труды он получил немалую долю драконовых сокровищ. Благополучному исходу путешествия Бильбо немало послужило случайно найденное им кольцо-невидимка, обладание которым он до времени решил сохранять в тайне. Здесь Толкиен уже заложил основу для будущих приключений своих героев, писать о которых он начал в год выхода «Хоббита». Работа продолжалась вплоть до середины 50-х годов, когда одна за другой были опубликованы все три книги сказочной эпопеи «Властелин колец» (1954–1956). Новое произведение, однако, решительно отличалось от того, что послужило его прологом. Это была уже совсем иная сказка, предназначенная отнюдь не детям. Собственно, и сказка как жанровое определение мало ему подходит. Это скорее сказочная эпопея о неограниченной власти как философской проблеме, о ее губительном действии на всех без исключения. В основе произведения Толкиена, действие которого отнесено в сказочно-мифологическое прошлое, лежит представление об истории как о движении по нисходящей, в результате которого человечество все дальше отдаляется от золотого века. Мир, созданный Толкиеном, отодвинутый в далекое прошлое, теснейшим образом связан с моральными проблемами современности, если не путем аллегории – Толкиен был решительным ее противником, то путем сознательных или невольных аллюзий. Извечная идея борьбы добра и зла облекается в морально-философскую притчу о Власти, которая есть безусловное Зло. Кольцо Всевластья, которое Бильбо вместе с другим имуществом оставил своему племяннику Фродо, хочет вернуть себе его первый владелец, Черный Властелин Саурон, задумавший подчинить себе все Средиземье. Волшебную силу кольца нельзя использовать во имя добра, оно может служить исключительно злу и только его порождать. Искушению власти в той или иной степени подвергаются все персонажи трилогии. И даже самые мудрые. Маг Гэндальф и король эльфов потому и не поддаются искушению, что знают наперед – взяв кольцо, они не смогут ограничиться ролью его хранителя. Они станут его рабами и еще худшими, чем Черный Властелин тиранами, так как найдут оправдание в необходимости помочь слабым. Бесстрашный Боромир, представитель страны людей, не выдерживает испытания. Ему кажется глупым не использовать силу кольца против врагов, а уничтожив Саурона, он станет могущественным и справедливым королем. Победа Добра над Злом не совершается со сказочной безусловностью. Мысль эта придает героико-трагическую интонацию трилогии Толкиена» (с. 42–43). Придраться можно разве что к мелочам (ВК вышел не в 1954–1956 гг., а в 1954–1955 гг. в Великобритании и в 1955–1956 гг. – в США; «король эльфов»; неудачно сформулировано окончание последнего предложения про Боромира). В целом же такое представление творчества Толкина в сжатом объёме смотрится весьма достойно и довольно свежо даже спустя более 35 лет. #JRRT_интерпретации


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS