Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-04-01 21:22:15.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-04-01 21:22:15
Андрей Строцев, переводчик и иллюстратор, поделился рассказом, как познакомился в интернете с художницей под ником route4box392, создательницей оригинальных иллюстраций к «Властелину колец» ещё при жизни писателя, которой понравились собственные рисунки Андрея. Он взял у неё неформальное интервью в духе устной истории, чтобы узнать, каково было иллюстрировать Толкина пятьдесят лет назад. ХУДОЖНИЦА АННЕТТ ХАРПЕР И РАННИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ТОЛКИНУ …Мою собеседницу зовут Аннетт Харпер (Annette Harper), она родилась в 1949 году в Южной Каролине в США. В 1967 году, когда ей было 18 лет, ей в руки попался "Властелин колец", впервые напечатанный в мягкой обложке. Это знаменитое официальное издание 1965 года от Ballantine Books, результат большой битвы за авторские права, которую Толкин и его читатели вели против пиратского издания Ace Books. Аннетт поделилась фотографией 1967 года, где она держит в руках те самые три книжки. Она говорит, что никогда прежде ей не доводилось читать ничего подобного. Единственное, на что "Властелин колец" был сколько-нибудь похожим - это на "Беовульфа" из школьного курса английской литературы. В тех изданиях не было иллюстраций, кроме нескольких условных рисунков на обложках, которые Аннетт не понравились. Ей сильно хотелось увидеть образы из книги своими глазами. Но для этого их нужно было нарисовать самой, других вариантов в тот момент не было. Ещё не дочитав роман до конца, Аннетт нарисовала Галадриэль, Фродо из Сэма прямо на уроке в старшей школе, на тетрадной разлинованной странице. Этот рисунок не сохранился, но она помнит, что хоббиты там были слишком уж низкими, едва выше колен эльфийки. За этой иллюстрацией последовало много других. В это время Аннетт ещё не рисовала "в жанре фэнтези", который ещё только появлялся, а просто иллюстрировала книгу настолько точно, насколько могла. Она говорит, что старалась следовать авторским описаниям из "Властелина колец" - рост, черты лица, волосы, одежда - и в шутку сравнивает это с полицейскими фотороботами. Что касается стиля, она считает, что больше всего на неё повлияли ар-нуво и комиксы. В 1968 году Аннетт послала свою иллюстрацию в фанатский журнал с незамысловатым названием Tolkien Journal - издание Нью-Йоркского толкиновского общества. Её опубликовали, и с тех пор Аннетт стала регулярно печататься в этом журнале, который был позже переименован в Mythlore. Он издаётся до сих пор, и сейчас это уже не просто фанзин, а научное издание Мифопоэтического общества, посвящённое Инклингам и всему прочему творчеству на грани мифологии и фантастики. После старшей школы Аннетт поступила учиться живописи в Тулейнский унивеситет в Новом Орлеане. Преподавателям её иллюстрации не понравились, они говорили, что это всё слишком фигуративно, а "серьёзное" искусство должно быть абстрактным. Беспредметной живописью Аннетт тоже занималась, одна такая картина как раз висела у неё за спиной во время нашего разговора. После университета она переехала в Нью-Йорк, где вела полноценную хиповскую жизнь ранних семидесятых - длинный хаер, протесты против войны во Вьетнаме, эксперименты с сознанием и так далее. В Mythlore Аннетт стала одним из основных авторов, её работы часто печатались на обложке. Минималистичный стиль определялся техническими возможностями. Журнал печатался на простых копировальных машинах, нельзя было передать не только цвет, но и полутона. Поэтому рисунки Аннетт были строго чёрно-белыми, а для оттенков она использовала штриховку и точки. Но именно такими скромными средствами и формировался образ Средиземья, который мы узнаём теперь. Иллюстрированных изданий "Властелина колец" ещё не было. Рисунки самого Толкина были известны, но на них в основном пейзажи и почти нет персонажей. А именно о внешнем виде героев шли основные дебаты. У Толкина описано далеко не всё, поэтому, например, Леголас у Аннетт был темноволосым, хотя многие другие художники делают его блондином, а фильмы этот образ закрепили как основной. Ещё одним предметом горячих споров была форма эльфийских ушей. Одни считали, что эльфы внешне во всём как люди, а другие рисовали их с заострёнными ушами, как в старых иллюстрациях к народным сказкам. Аннетт всегда была за остроухих эльфов, но в самый разгар конфликта иногда даже полностью закрывала им уши волосами, чтобы лишний раз не смущать публику. С середины 1970-х начали ежегодно выходить "толкиновские календари", и в их первых изданиях вышли полноцветные картины Тима Кёрка (Tim Kirk), коллеги Аннетт по Mythlore. Позже эти календари сделали знаменитыми братьев Хильдебрандтов, а ещё позже - Алана Ли и Джона Хоу, главных художников для фильмов Джексона. Однажды в сентябре 1973 года Аннетт слушала рок по радио, и между песнями узнала, что Дж. Р. Р. Толкин в этот день скончался. Она говорит, что не горевала - он всё же был уже очень пожилым человеком - но ей было грустно, что автор покидает своих читателей. Аннетт знала о его католической вере, но не могла себе представить, как тот "отправляется на небеса". Она могла подумать только о его собственном образе смерти как отплытия на корабле. В тот же день она нарисовала Белый Корабль с резной лебединой головой на фоне заходящего солнца. Позже эта иллюстрация сопровождала номер Mythlore, посвящённый памяти Толкина. У Аннетт никогда не возникало желания проиллюстрировать "Хоббита", но ещё до выхода "Сильмариллиона" она рисовала сцены из прошлого, которые упоминались во "Властелине колец" - например, гибель короля Гил-Галада. А когда в 1977 году вышел "Сильмариллион", и она стала его читать, то нарисовала портрет Феанора с камнем палантиром в руках. Этот портрет может быть одним из первых изображений Феанора во всей истории иллюстраций к Толкину. В 1979 году Мифопоэтическое общество провело десятый юбилейный съезд Mythcon, где Аннетт была главным почётным гостем. Для этой встречи она нарисовала портрет Лютиэн с сильмарилом на груди. Толкинисты наконец узнали, о чём были все эти намёки и отсылки в романе. Кроме "Сильмариллиона" в 1977 году вышли первые "Звёздные войны" (но это другая история), и первая экранизация Толкина - мультфильм "Хоббит" от режиссёров Артура Ранкина и Жюля Бэсса. Аннетт вспоминает, что и ей самой, и её тусовке стиль фильма страшно не понравился. По её словам, "мы не были профессионалами, но мы знали, что можем лучше". Интересно, как в каждом поколении повторяется примерно одно и то же - нет ничего нового под солнцем. Лично для меня этот мультик - одно из самых ранних воспоминаний. Я смотрел его ещё, страшно сказать, в девяностые годы, до всяких джексоновских фильмов, и мне он как раз кажется одной из лучших экранизаций Толкина. Стиль там, действительно, сильно далёк от иллюстраций Аннетт, но и "Хоббит" по стилю далёк от "Властелина колец" - даже эльфы там скорее комичные, чем утончённо-возвышенные. Ещё одна из причин, почему этот мультик мог в то время показаться странным - это что рисовали его японские аниматоры. Те самые, которые чуть позже стали работать с Хаяо Миядзаки в студии Гибли. Аннетт никогда не собиралась становиться толкиновской "пуристкой", но всё же "Властелин колец" остался для неё единственной в своём роде любовью. Ни другие книги Толкина, ни "Космическая трилогия" и "Хроники Нарнии" Льюиса, ни более позднее фэнтези её не впечатлили так, как этот роман. Она стала читать много не-фантастической современной американской литературы, но того же желания "увидеть своими глазами", как с "Властелином колец", у неё больше не появлялось. Иллюстрации к Толкину Аннетт делала до начала 1980-х годов. Кроме этого, она рисовала рекламу и театральные постеры. В какой-то момент она начала писать собственные книги. В одной из них, "The worst day of my life, so far" ("Худший день в моей жизни до сих пор") есть сцена, где персонажи обсуждают "Властелина колец". Сейчас Аннетт, к сожалению, больше не может рисовать после болезни. Она выкладывает свои давние иллюстрации, комментарии к ним и истории из жизни... #JRRT_art


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS