Эта запись была опубликована на стене группы "Толкин: жизнь и творчество" 2023-03-29 21:03:22.

Посмотреть все записи на стене

Толкин: жизнь и творчество
2023-03-29 21:03:22
Андрей Строцев, переводчик и иллюстратор ИСТОРИЯ "ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ" (ЧАСТЬ 3) В одном из набросков будущих событий Леголас и Гимли решают, что с распадом Братства всё это их больше не касается, и отправляются по домам. Но именно на этом пути они должны были встретить вернувшегося Гэндальфа, слово двое учеников, встретивших воскресшего Иисуса по дороге в Эммаус. С этих пор в романе разворачиваются две параллельные сюжетные линии. К Фродо и Сэму я вернусь чуть позже, а пока сосредоточусь на событиях к западу от Великой Реки. В самых ранних заметках Толкина они сводились к большой битве, но без каких-либо подробностей. Теперь же эта отдельная битва выросла до полноценной Войны Кольца. Поворотным моментом здесь, конечно, стало появление нового врага - Сарумана. Но этот новый ключевой элемент неотделим от энтов и Рохана. Саруман Белый занял место "великана Древоборода", у которого в плену был Гэндальф. Его ранние имена - Сарамонд и Сарамунд. Интересно, что когда только появилась идея цветовой дифференциации волшебников, то серый цвет сперва был связан как раз с Саруманом, а потом и с Радагастом, и только после этого закрепился за Гэндальфом. Кто бы мог подумать, что Гэндальф когда-то не был Гэндальфом Серым! Пока автор выписывал нового врага, у него мелькнула идея, что это именно Саруман встретил Гэндальфа на мосту в Мории, но потом он решил, что это всё же был балрог. Когда в одном из планов на будущее был впервые упомянут Рохан, это были союзники Мордора. Чуть позже они перестали воевать за Саурона, но начали платить ему дань конями. Наконец, Толкин понял, что всадники Рохана - это свободный народ, главная угроза для которого сейчас не Саурон, а как раз Саруман. Их первый король Эорл прибыл с севера на помощь Элендилу и Гил-Галаду в войне Последнего союза, и было это примерно пятьсот лет назад. На этом этапе Третья Эпоха была в шесть раз короче, чем в поздней хронологии. При создании Рохана автор затеял филологическую игру, и с наслаждением начал "переводить" язык рохиррим через древнеанглийский. С этим языком связано и появление энтов, пастухов деревьев. Толкин говорил, что во многом они выросли из самого слова ent, "великан" по-древнеанглийски. Это слово уже встречалось раньше в названиях земель Ettendales и Ettenmoors, но там оно означало троллей, то есть не древесных великанов, а каменных. Кстати, одно из этих слов заимствовал у Толкина Льюис, когда придумал страну великанов Эттинсмур к северу от Нарнии. И именно с Льюисом связана деталь, которая очень сильно меня порадовала при чтении. Когда Толкин придумывал энтов, он задался в черновике таким вопросом: они "хнау", которые стали похожи на деревья, или деревья, которые стали "хнау"? Здесь он использовал в собственных размышлениях термин из "Космической трилогии" своего друга Льюиса, где "хнау" - это разумные, говорящие и телесные народы Солнечной системы, в отличие от духов и животных. В итоге на свой вопрос он ответил "и то, и другое, и можно без хлеба". Энты стали натуральными хнау, а рядом с ними появились гворны - то ли ожившие деревья, то ли одеревеневшие энты. Итак, сложился треугольник: Саруман в Изенгарде - Теоден в Рохане - Древобород в Фангорне. Рохан и энты, изначально появившиеся как вражеские образы, стали теперь "нашими", но при этом грозными и опасными. Для того, чтобы они пошли в бой против настоящего врага, не хватало одного важнейшего элемента. Конечно, это возвращение Гэндальфа, который отныне начинает играть роль настоящего военного лидера. Здесь уместно сказать пару слов о развитии природы Гэндальфа. Он всегда был загадочным персонажем, как и положено волшебнику. Но раньше были все основания полагать, что он человек, хоть и особенный. В "Хоббите" он называет волшебника Радагаста своим кузеном, это вполне понятное человеческое родство. В раннем "Властелине колец" Гэндальф говорит, что глава Чёрных всадников, Король-чародей, происходит из Нуменора и когда-то был с ним в одном ордене. Из этого можно сделать вывод, что оба они люди и что Гэндальф и сам нуменорец. Но когда начинается война с Саруманом, Толкин пишет в одном из черновиков: "волшебники = ангелы" (Wizards = Angels). Возможно, это связано с его размышлениями над тем, как Гэндальф смог спастись после падения в пропасть в Мории. В одном из первых вариантов он как супергерой надевает мифрильную кольчугу и рубит полчища врагов под землёй. Но теперь получается, что он не просто удачно приземлился в воду и вышел через тайный коридор. Гэндальф "прошёл через огонь", он скорее всего по-настоящему умер и вернулся уже другим. Белый Всадник меняет ход событий не какими-либо особыми знаниями или умениями, а сам по себе, по самой своей природе. Однако он не спешит раскрывать свои секреты. Текст "Истари" с подробной предысторией магов Гэндальф написал гораздо позже. В итоге рохиррим и гворны разбивают войско Сарумана, а энты захватывают его крепость Изенгард. Там победителей встречают Мерри и Пиппин, и у них с королём Теоденом разворачивается смешной разговор о "трубочном зелье". В какой-то момент он разросся до таких масштабов, что Толкин решил перенести его в пролог книги. И теперь каждого, кто решил почитать классику фэнтези про борьбу Добра со Злом, с порога встречает длинное эссе об истории табака. После переговоров с Саруманом Грима швыряет из башни камень палантир, и именно в этот момент Толкин его и придумал. Правда, только появившись, камень разбился при падении. Но автор решил, что жаль расходовать такой ценный экземпляр, и бросил камень ещё раз. На этот раз тот остался целым, и его забрал Гэндальф. В одной из первых версий именно он смотрит в палантир и даже говорит с Сауроном. Гэндальф очень мило троллит его. Он докладывает, что Саруман повержен, и обещает позвонить попозже, а пока у него есть дела. Позже развиваются эпизоды с Пиппином, который смотрит в камень по глупости, и с Арагорном, который делает это сознательно и по праву, как его законный владелец. Саурон вызван на бой. Война Кольца переходит в завершительную стадию. Все разными путями отправляются на Восток. Гэндальф с Пиппином первыми добираются до Гондора и встречают Денетора, который теперь уже наместник, а не король. Интересно, как формировалась местная геральдика. Вначале автор говорит, что дворцовая стража была одета в белое, и на ливреях были вышиты Белое Древо и серебряная корона. Потом он понял, что это как-то не очень контрастно, и заменил фоновый цвет на чёрный, создав таким образом один из самых узнаваемых символов Средиземья. Стража Берегонда, которого нет в экранизациях, изначально звали ни много ни мало Берен сын Тургона, но видимо Толкин решил, что это уже перебор с именами из Древних Дней. Тем временем формируется идея, что Арагорн должен отправиться по Пути Мертвецов. Изначально стало понятно, что части войска нужно попасть в Южный Гондор, чтобы не дать корсарам добраться до столицы. В пути к Арагорну присоединяются следопыты с Севера и сыновья Элронда, причём на этом этапе об их сестре ещё нет речи. Когда Арагорн выходит из подземелья на обратной стороне, местные горцы считают, что "великий король поднялся из могилы", воодушевляются и разбивают врагов. Это постепенно развилось в идею о мертвецах-клятвопреступниках, которых законный король зовёт на бой. Интересно (и забавно), что когда впоследствии Гимли и Леголас рассказывают хоббитам об этих событиях, изначально именно Леголас отказывается даже вспоминать Путь Мертвецов, тогда как Гимли говорит, что для него удивление было сильнее страха. Возможно, автор имел в виду, что гномам просто комфортнее в подземельях. В итоговом тексте всё наоборот, и уже Леголас хвастается тем, как совсем не испугался человеческих призраков. Наконец, начинается легендарный поход рохиррим на помощь Гондору. К нему присоединяется и Эовин, которую Толкин называет "суровой амазонкой". В одном из первых набросков она едет на войну вместе с Теоденом и Эомером, и это может значить, что едет она открыто. Но возможно, что Толкин подразумевал, что она поедет тайно. Во всяком случае, Мерри вместе с ней отправился не сразу. Долгое время автор думал, что в битве с назгулом должны погибнуть и Теоден, и Эовин. О битве с Королём-чародеем, одной из кульминационных сцен всего романа, нужно сказать отдельно. Когда Гэндальф говорит о его нуменорском прошлом, он рассказывает и о пророчестве, что его убьёт "некто юный и смелый" (one young and gallant), но, может быть, это случится только в далёком будущем. И на ранних этапах Эовин ещё не было суждено убить назгула. Вначале она всего лишь отрубает голову монстру, на котором тот летает, и призрак, лишённый опоры, улетает прочь. Дальше именно он должен был участвовать в переговорах у ворот Мордора. Но позже пророчество уточняется - Короля-чародея может убить тот, "кто никогда не убивал ничего живого". И теперь Эовин говорит ему: "Хотя я никогда не убивала ничего живого, но мертвеца я убью!" Отсюда оставался лишь один шаг до "Я не смертный муж!" #JRRT_черновики Часть 1: https://vk.com/wall-213107152_1092 Часть 2: https://vk.com/wall-213107152_1094


rss Читать все сообщения группы "Толкин: жизнь и творчество" вконтакте в RSS