Эта запись была опубликована на стене группы "Колпинский храм" 2024-02-29 00:15:17.

Посмотреть все записи на стене

Колпинский храм
2024-02-29 00:15:17
29 февраля — день памяти святителя Макария (Парвицкого, Невского), митрополита Московского и Коломенского. «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» — так называли его современники. Он посвятил свою жизнь проповеди Евангелия в Алтайском крае. В миру Михаил Андреевич Парвицкий, родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии шестым ребенком. Семья его была многодетной и очень бедной. Отец — Андрей Парвицкий служил причетником храма Рождества Пресвятой Богородицы, мать будущего митрополита была сестрой протоиерея Иоанна Рождественского. Михаил унаследовал от матери нежность сердца и любовь к молитве. С первых лет жизни он был связан с храмом. Ребенок был очень слаб, родители боялись, что он не выживет, поэтому он был сразу же крещен с именем Михаил и в белой крестильной рубашке положен под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его никогда. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением мальчика были творения святителя Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского. Нищета и желание сделаться дьячком заставили Андрея Парвицкого переселиться в 1843 году вместе с семьей в Тобольск. Михаил окончил сначала Тобольское духовное училище, а затем Тобольскую духовную семинарию в 1854 году. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии. Чтобы заняться миссионерской деятельностью, юноша отказался от поступления в Духовную академию, на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своем курсе. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв), основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдаленные труднодоступные дикие места, и самое главное — изучал алтайский язык. Он «исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шел всюду, где нужны были для дела миссии труды его». Вместе с тем, он «целые дни проводил с малограмотными толмачами над переводом молитв и богослужений на алтайский язык». Крещенный архимандритом Макарием Глухарёвым алтаец Михаил Васильевич Чевалков рассказывал, что Михаил, приступив к изучению алтайского языка, около двух лет не имел успеха, «но потом вдруг стал понимать язык. Я удивился этому и сказал: вы не могли научиться алтайскому языку, а теперь, кажется, вдруг научились ему!» Михаил Андреевич ответил: «Мне Матерь Божия помогла». С того времени мы стали учить других пению (по-алтайски)… До этого новокрещенные не знали ни учения о Боге, ни жития святых. Михаил Андреевич учил усердно и новокрещенные, дотоле спавшие, как бы пробудились». 16 марта 1861 года Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь преподобного Макария Великого — и своего учителя Макария Глухарёва. На следующий день его рукоположили в иеродиаконы, а 19 марта — в иеромонахи. Началось его самостоятельное миссионерское служение. В сане иеромонаха отец Макарий трудился над устроением новой обители в далекой окраине Алтая — в Чолушманской долине вблизи Телецкого озера. Он переводил богослужебные книги, изъездил весь край. В 1883 году отца Макария возвели в сан епископа Бийского и он стал начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. Став епископом Бийским, а потом возглавив Томскую кафедру, он возводил храмы и школы, больницы и приюты. Школы вообще стали на Алтае «учреждениями миссионерскими, христианско-воспитательными, действующими грамотой, богослужением, чтением, духовными процессиями и т. д., словом всем, что только способно возбудить в инородцах христианскую мысль и христианское чувство». Служебное возвышение игумена Макария давало ему большую свободу действий и окрыляло его инициативу. За это время число крещеных возросло до 19 216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещеных — 675 душ), число приходских храмов — до 49, было открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек. Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства. За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрел всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. В мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделял катехизации народа, смело обличал нравственную распущенность современников, выступал против всего, что подтачивало «твердыню Церкви Божией». После Февральского переворота 1917 года либеральное Временное правительство в нарушение всех церковных канонов уволило митрополита Макария с Московской кафедры: 82-летнего владыку сослали в фактическое заточение в стенах Николо-Угрешской обители. Последние годы жизни митрополит Макарий был очень немощен, но всегда с большой теплотой и любовью принимал немногочисленных посетителей. Не раз посещал больного владыку святой Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо, как теперь...» Святитель почил в феврале 1926 года, уже после закрытия Николо-Угрешской обители, в поселке Котельничи Московской области. Три десятилетия спустя его нетленные мощи были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, священноархимандритом которой владыка Макарий был вплоть до Февральского переворота 1917 года.


rss Читать все сообщения группы "Колпинский храм" вконтакте в RSS