Эта запись была опубликована на стене группы "Колпинский храм" 2023-10-05 15:42:49.

Посмотреть все записи на стене

Колпинский храм
2023-10-05 15:42:49
6 октября Русская Православная Церковь чтит память святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, первого православного епископа Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижника генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. В миру Иван Евсевиевич Попов, затем Вениаминов, родился 26 августа 1797 года в сибирском селе Ангинском Иркутской епархии (ныне Анга Качугского района Иркутской области), в небогатой семье Евсевия Попова, пономаря местной Ильинской церкви. Ему было всего 6 лет, когда умер его отец. Мать осталась одна с четырьмя детьми, и Ваню взял к себе брат отца, диакон Димитрий, служивший в том же Ильинском храме. Мальчик рано усвоил грамоту по Часослову и Псалтири и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. В семинарии в то время учились не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван как лучший воспитанник получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). Отучившись в семинарии, в 1821 году Иван был рукоположен в иерея Благовещенской церкви города Иркутска. Молодой батюшка снискал любовь и уважение прихожан за свой добрый нрав и торжественную чинность богослужения. По воскресеньям перед литургией отец Иоанн собирал в церковь детей и рассказывал им о христианской вере, о богослужении, правилах благочестивой и богоугодной жизни. В 1823 году он единственный из всего духовенства города принял приглашение перебраться на Алеутские острова для миссионерского служения и, по благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), был назначен миссионером в Америку. Так началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. В 1824 году иерей Иоанн Вениаминов со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где прожил 15 лет. Он просвещал жителей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. В деле миссии отец Иоанн Вениаминов избегал всякого насилия, уважая при этом самобытность народа, к которому он обращал свою проповедь. Проповедуя Христа и Евангелие северным народам, он освоил язык алеутов, в 1826 году создал алфавит для алеутского языка, грамматику и написал первый учебник алеутского языка, а впоследствии перевел на него Евангелие от Матфея, некоторые церковные песнопения и тексты христианских авторов. Его главный катехизаторский труд — «Указание пути в Царство Небесное» был изначально написан на алеутском языке и представлял собой огласительные беседы с алеутами. В 1834 году отец Иоанн был переведен на остров Баранова в порт Новоархангельск — административный центр Русской Америки. Здесь он занимался географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, проповедовал у колошей (тлинкитов). Он не торопился окрестить побольше людей, а ждал их собственного желания и всегда спрашивал согласия их вождей-тоенов и матерей. В 1837 году отец Иоанн отправился в редут Стахин, находившийся на материке, где совершил первую Божественную литургию, вселившую уважение в местных своенравных и храбрых колошей, изъявивших желание вновь видеть священника. На Ситке отец Иоанн устроил школу для новообращенных и их детей, где обучал их Закону Божию, грамоте и разным ремеслам, сам составляя учебники. На нем же лежала забота о благолепии храма Архангела Михаила. Не оставил он и научных трудов: завершив «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка», батюшка с такой же тщательностью занялся колошенским и кадьякским языками, вел записи обычаев и преданий колошей. На острове он показал себя выдающимся организатором — открыл там несколько духовных училищ, сиротский дом, больницу. Также он массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемию этой болезни у просвещаемых им народов. 29 ноября 1840 года, после смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) Иоанн Вениаминов был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; 30 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга прошла его хиротония во епископа на новообразованную Камчатскую, Курильскую и Алеутскую кафедру. Владыка Иннокентий лично объезжал свою епархию, отмечая духовно-нравственное состояние паствы, усвоение ею христианской проповеди. В 1840 году были напечатаны «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16-летних наблюдений Иннокентия на Аляске. Также благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 году впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты. 21 апреля 1850 года возведен он был в сан архиепископа. Промыслом Божиим 5 января 1868 года святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви. Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 году учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворным было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. 31 марта 1879 года в Москве владыка Иннокентий отошел ко Господу и был погребен рядом с могилой святителя Филарета (Дроздова) в церкви во имя св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры. Он завещал не говорить на похоронах хвалебных слов, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс 36:23).


rss Читать все сообщения группы "Колпинский храм" вконтакте в RSS