Эта запись была опубликована на стене группы "Колпинский храм" 2023-10-04 10:10:45.

Посмотреть все записи на стене

Колпинский храм
2023-10-04 10:10:45
4 октября празднуется обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского, епископа Русской Православной Церкви, духовного писателя, агиографа, проповедника, педагога. Димитрий Ростовский (в миру Данила (Даниил) Саввич Туптало) родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало. Юноша вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его «Российским Златоустом». В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно орошенное», в которой описал чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась. Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. 23 апреля 1684 года Димитрий переехал в Киево-Печерскую Лавру и начал свой многолетний труд — составление Четьих-Миней, 12-томного свода житий святых, охватывающего весь годовой круг. Он с любовью принялся за порученное ему дело. В течение 20 лет он безропотно нес благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения (Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники). Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием. Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны Димитрий запоминал до мельчайших подробностей. В 1701 году указом Петра I Димитрий был вызван в Москву для архиерейской хиротонии и назначен на Ростовскую кафедру. Здесь он основал первую в России духовную семинарию с преподаванием греческого и латинского языков. В Ростове он заботился об устройстве церковного благочиния, воспитании юношества и врачевании старообрядческого раскола. Жизнь святителя была образцом поста, молитвы и милосердия. Административные заботы и монашеское делание удивительным образом сочетались с его напряженным литературным трудом. Четьи-Минеи стали любимым чтением русского народа и только в XVIII веке выдержали десять изданий. Не было на Руси дома, где было бы неизвестно имя святителя Димитрия. Ф. М. Достоевский писал, что дух Четьих-Миней распространен по всей Русской земле. Рассказы из этой бессмертной книги писатель слышал даже в самых забытых человеческим вниманием местах — «в острогах у разбойников». Произведения святителя переписывались от руки и передавались устно. Перу Димитрия Ростовского, помимо Четьих-Миней, принадлежат много проповедей, драматические произведения, стихи. Особое место занимает противостароверское сочинение «Розыск о раскольничей брынской вере». В этом трактате автор стремится подробно и доходчиво объяснить происхождение раскола, а также резко выступает против сторонников старообрядчества. Святителя по праву называют одним из самых влиятельных воспитателей светлых и гуманных черт русского национального характера. Искреннее желание сделать людей лучше и чище, доброе сердце, всегда готовое откликнуться на чужую беду, совершенное нестяжательство, скромность и непрестанная молитва — таковы были черты характера святителя Димитрия. Когда Димитрий в 1702 году прибыл на Ростовскую кафедру, прежде всего он посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского. В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений. Указом Синода от 29 апреля 1757 года святитель Димитрий, митрополит Ростовский был причислен к лику святых, празднования же были установлены 10 ноября по нов. ст. (28 октября по ст. ст.) — в день преставления и 4 октября по нов. ст. (21 сентября по ст. ст.) — в день обретения мощей.


rss Читать все сообщения группы "Колпинский храм" вконтакте в RSS