Эта запись была опубликована на стене группы "Колпинский храм" 2023-09-23 13:04:48.

Посмотреть все записи на стене

Колпинский храм
2023-09-23 13:04:48
24 сентября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Силуана Афонского — святого, непосредственно связанного с Колпинской землей. В миру Семен Иванович Антонов родился в селе Шовском Тамбовской губернии в семье крестьян. Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Большая и дружная семья, вспоминал впоследствии старец, жила бедно, однако нуждающимся в помощи никогда не отказывала, порой делясь с ними последним. Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу маленького Семена. С детства он трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Он отличался здоровьем и физической силой: голыми руками мог брать горячий чугунок со щами и перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель. Ударом кулака перебивал довольно толстую доску, поднимал большие тяжести и обладал большой выносливостью и в жару и в холод, он мог есть очень помногу и много работать. В 19 лет решил было поступить в Киево-Печерскую лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу. Повинуясь родительскому слову, Семен вернулся к своей обычной жизни. Благочестивое намерение вскоре оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже и зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было забывать первый зов Божий к иноческому служению. Однажды, после нецеломудренно проведенного времени, он задремал и в состоянии легкого сна увидел, что змея через рот проникла внутрь его. Он ощутил сильнейшее омерзение, проснулся и услышал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». Семен никого не видел. Он слышал лишь произнесший эти слова голос, который по своей сладости и красоте был совершенно необычным. Действие, им произведенное, при всей своей тихости и сладости было потрясающим. По глубокому и несомненному убеждению старца то был голос Самой Богородицы. До конца своих дней он благодарил Божию Матерь, что Она не возгнушалась им, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения. Он говорил: «Теперь я вижу, как Господу и Божией Матери жалко народ. Подумайте, Божия Матерь пришла с небес вразумить меня-юношу во грехах». Этот зов Пресвятой Богородицы имел решающее значение на выбор дальнейшего пути. Его первым следствием было коренное изменение жизни, принявшей неправедный уклон. Семен ощутил глубокий стыд за свое прошлое и начал горячо каяться перед Богом. Решение по окончании военной службы уйти в монастырь вернулось с умноженной силой… Военную службу Семен отбывал в Петербурге, в Лейб-Гвардии, в саперном батальоне, неподалеку от села Колпино. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, он не переставал помнить о Боге. Мысли его об Афоне выражались и в том, что он несколько раз посылал туда деньги. Однажды ходил он из Устижорского лагеря, где летом стоял их батальон, на почту в село Колпино, чтобы сделать перевод денег на Афон. На обратном пути, еще недалеко от Колпина, по дороге, прямо навстречу ему бежала бешеная собака; когда она совсем уже приблизилась и готова была броситься на него, он со страхом проговорил: «Господи, помилуй!» Лишь только произнес он эту короткую молитву, как какая-то сила отбросила собаку в сторону, словно она наткнулась на что-то; обогнув Семена, она побежала в село, где причинила много вреда и людям, и скоту. Этот случай произвел на Семена глубокое впечатление. Он живо почувствовал близость хранящего нас Бога. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон. Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым его послушанием стала работа на мельнице. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Силуан. Вековой уклад Афонской монастырской жизни, насыщенной непрестанной памятью о Боге, подразумевал для послушников молитву в келье наедине, длительное богослужение в храме, посты и бдения, частую исповедь и причащение, чтение, труд, послушание. Вскоре Силуан освоил Иисусову молитву по четкам. Испытав в Таинстве Покаяния радость очищения и освобождения от тяготивших его грехов, он, однако, сразу же подвергся нападению помыслов о возвращении в светский мир и женитьбе, новым искушениям — тщеславию и гордости. Борьба с греховными помыслами и искушениями была тяжелой. Спал Силуан сидя, один-два часа в сутки урывками по 15–20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло 15 лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи... что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом?.. чтобы смирилась моя душа?» И был ему ответ в сердце от Бога: «держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. После опыта адских страданий, после указания Божия «держи ум твой во аде» для старца Силуана было особенно характерным молиться за умерших, томящихся во аде, но он молился также и за живых, и за грядущих. В его молитве, выходившей за пределы времени, исчезала мысль о преходящих явлениях человеческой жизни, о врагах. Ему было дано в скорби о мире разделять людей на познавших Бога и не познавших Его. Для него было несносным сознавать, что люди будут томиться «во тьме кромешной». Старец Силуан за все, и даже за скорби, всегда благодарил Бога. «Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится — она говорит: ‟так Богу угодно”. Если болен — думает: значит, мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее. И так сохраняется мир в душе и теле… Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией», писал Силуан Афонский. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. А постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он не искал мученичества, но всей своей жизнью повторил аскетический опыт отцов Церкви — известных подвижников благочестия. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез», исключительно высоким подвигом любви к Господу. «Мир стоит молитвою, — утверждал преподобный, — а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Скончался святой Силуан 24 сентября 1938 года во втором часу ночи, поболев перед смертью чуть больше недели. Был погребен в тот же день вечером в 4 часа. Он явил своей подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви 11/24 сентября.


rss Читать все сообщения группы "Колпинский храм" вконтакте в RSS