Эта запись была опубликована на стене группы "Колпинский храм" 2023-09-21 21:04:25.

Посмотреть все записи на стене

Колпинский храм
2023-09-21 21:04:25
22 сентября Русская Православная Церковь чтит память преподобного Иосифа Волоцкого, Волоколамского чудотворца. Преподобный Иосиф Волоцкий, в миру Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей. Он происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Иоанн первым в семье принял постриг, позднее перешли в монашество все трое его братьев, отец и трое племянников. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, одаренный отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году — все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келье ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу. Около 1459 года в возрасте около 20 лет он решил принять монашество и постригся в Боровском монастыре, но через некоторое время, не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде, ушел оттуда. Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни, в 1479 году он испросил согласия у Волоколамского князя Бориса Васильевича устроить в его владениях мужской монастырь, получивший позже имя Иосифо-Волоцкого. В основанном им монастыре преподобный ввел правила общежития, отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни. «Иосиф охотно принимал в свой монастырь пострижеников других монастырей». Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков и которым управлялась вся их жизнь: «и в хождении, и в словесех, и в делех». Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келью, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Второе, тоже главное направление монастырского служения — это высокая культура. Менее чем за сто лет в обители было собрано более чем 1000 рукописей — по тем временам это небывалая цифра. Монахи упражнялись в каллиграфии, переписывали книги. Сам Иосиф был великолепным каллиграфом. Это была богатейшая библиотека, которая в середине XIX века была передана в Московскую духовную академию. Преподобный Иосиф был глубоким богословом-полемистом, не замкнутым в келье теоретиком, а борцом за чистоту Православия. Значение его для русского государства столь же велико, как значение преподобного Сергия Радонежского. Он защитил Россию от того религиозного распада, которому подверглась в религиозных войнах Европа. Он был очень начитан, его высказывания, поучения были собраны в книгу «Просветитель». Третьим направлением в монастыре было социальное служение. Помимо того, что преподобный заботился о детях и стариках, он помогал развитию сельского хозяйства вокруг, снабжал крестьян скотом, инвентарем, посевным фондом, учил травополью. Когда наступали голодные годы, монастырь не только сам кормил до 700 человек в день — это в те безлюдные времена! — он еще и регулировал рыночные цены на хлеб. Преподобный требовал христианского отношения владетелей к своим подданным. Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии». Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники, и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне». Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почил на 76-м году жизни 9 октября 1515 года. Преподобный Иосиф Волоцкий — уникальнейшая личность в мировой истории. След, который он оставил в памяти потомков, и спустя несколько столетий не изглаживается из памяти поколений. Его почитают как святого Православной Церкви, уважают как выдающегося организатора монастырской деятельности, переиздаются его сочинения, ставится в пример опыт его служения Церкви и обществу как человека, во многом опередившего свое время. Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря. 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.


rss Читать все сообщения группы "Колпинский храм" вконтакте в RSS